Экономическая ситуация в стране сегодня настолько незавидна, что к переменам призывают практически все. Даже правительство пообещало обнародовать после 11 октября «программу реформ». Хотелось бы ошибиться, но на правительственные «реформы» надежд немного. Один тот факт, что обнародование программы произойдет после «выборов», заставляет насторожиться. Обычно такие программы представляют гражданам как раз перед выборами — чтобы привлечь их грядущими позитивными переменами. Но таковых, похоже, не предвидится: скорее всего, в очередной раз рост цен, безработицы и урезание социальных гарантий попытаются выдать за реформу экономики.

Впрочем, и в альтернативных программах позитива не так уж и много, если присмотреться повнимательнее. Зачастую дальше тезиса о необходимости трансформации существующей социально-экономической системы конкретика не простирается. Существующая система свое, действительно, отжила, причем давно — в 1990-е годы. Однако простая ее ликвидация или трансформация успеха не гарантирует.

Если что-то откуда-то изъять, то образуется пустота, которая обязательно чем-нибудь заполняется, но вовсе не обязательно — процветающей рыночной экономикой. Часто говорят, что деньги — зло. И действительно, деньги — весьма неоднозначный инструмент экономического регулирования. При неправильном использовании они приносят больше вреда, чем пользы. Но если от денег избавиться совсем, то получится хаос, «военный коммунизм» или что-то вроде «чучхе», которые на порядок хуже нынешних несовершенных финансовых отношений.

Чтобы не возникало такой пустоты, бороться надо не «против», как это нередко делает наша власть и некоторые ее оппоненты, а «за», причем это «за» должно быть по-возможности конкретным. В Беларуси часто до этого не доходит, программы заканчиваются на стадии «ликвидировать». Иными словами, различные программы развития являются преимущественно негативными. Недавно попался на глаза материал белорусского известного экономиста. Оценки нынешнего состояния нашей экономики он дает точные и правильные. А вот «позитивная программа» состоит главным образом из призывов к ликвидации. Вот, например:

«Ликвидировать Минторг, Минпром и Минсельхозпрод.

Ликвидировать Управление делами президента, как коммерческий холдинг.

Принять указ о выходе государства из состава учредителей всех коммерческих организаций розничной торговли, бытового обслуживания, а также ликвидировать Белкоопсоюз до 1 июля 2016 г.

Ликвидировать все государственные концерны и холдинги…

Ликвидировать все государственные коммерческие программы.

Ликвидация всех внебюджетных фондов, в том числе Фонда социальной защиты населения».

И так далее. Как мне кажется, подобный подход опасен тем, что в практическом отношении он может сгенерировать не процветающую экономику, а пустоту. Это не означает, что от неэффективных бизнесов не следует избавляться, скорее это значит, что необходимо также созидать что-то новое. Ломать, конечно, легче, чем строить, но упор следует делать на строительство нового, а не на разрушение.

Имеется в упомянутой программе и позитивное содержание, конечно. Например, тезис о необходимости проведения реальной приватизации. Хотя следует учитывать, что с приватизацией мы опоздали ровно на период правления нынешней власти, то есть на двадцать с лишним лет. Словом, ситуация изменилась, и от многих привлекательных некогда активов сегодня остались практически стены– в лучшем случае дополненные устаревшим оборудованием. Кроме того, капитал в настоящее время с развивающихся рынков уходит. 20 лет назад активно шел, а теперь — уходит, в такую фазу экономического развития мы попали. Конечно, месторождения калийных солей у нас могут выкупить и сегодня, это, что называется, «вечная ценность». Но другим активам приватизация как огульный призыв может уже и не помочь. В этом случае нужны более конкретные и детализированные программы.

Есть там еще несколько «созидательных» тезисов, но главная идея заключается в том, что после ликвидации всего неправильного, что сейчас имеется, невидимая рука рынка сама про себе все отстроит в лучшем виде. Пустота, естественно, чем-то рано или поздно заполнится, но обязательно ли тем, о чем мечтается? Вакуум в Ливии и Ираке к автоматическому заполнению его процветающей рыночной экономикой не привел. В Ираке американцы даже пытались помочь «невидимой руке рынка», но не очень результативно. То есть для эффективной работы этой «руки» надо создать надлежащие условия– это, как мне кажется, даже важнее разрушения старого. Сказанное вовсе не означает, что нам не надо ничего менять.Однако необходимо четко представлять, что именно менять и, главное, каким образом менять.

Надеяться на то, что если не «невидимая рука», то хотя бы чужой дядя все нам растолкует и сделает все как надо, также вряд ли стоит. О чем говорит пример Греции. Денег «дяди» вроде и немало дали, но вот конкурентоспособную экономику грекам не построили. И придется грекам самим в этом плане как-то крутиться. Как и нам.

Я бы вообще отказался от призывов типа закрыть и ликвидировать. А начать, как мне кажется, надо с того, что перестать обирать тех, кто пока еще хоть что-то зарабатывает самостоятельно ради того, чтобы «спасти» тех, кто самостоятельно не зарабатывает, да и не хочет. Привык сидеть на госдотациях. Иногда стресс заставляет взяться за работу– так что некоторые могут спастись самостоятельно.