На фоне углубления кризиса и приближающихся «выборов» наша власть решила оказать поддержку старым «титаникам» индустрии и одновременно предприняла атаку на новые виды бизнеса, которые не вписываются в традиционную советско-колхозную или, как ее называют, «уникальную белорусскую» модель.
Как стало известно на прошлой неделе, А. Лукашенко подписал несколько указов, которые призваны стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность МАЗа, МТЗ, Гомсельмаша, Гомельскому заводу литья и нормалей, испытывающих серьезные проблемы с реализацией продукции. Вполне возможно, дело не ограничится господдержкой только этим промышленным гигантам. В то же время практически все, что не напоминает белорусский «сборочный цех», подверглось атакам со стороны власти. Вот перечень некоторых актуальных атак:
— на «социальных иждивенцев»;
— на ИТ-бизнес;
— на агроусадьбы;
— на фрилансеров;
— на еще не сбежавших инвесторов;
— на интернет-торговлю в целом и на интернет-покупки в зарубежных магазинах в частности.
Если учесть традиционную борьбу с импортом, то создается впечатление, что белорусские власти задалась целью уничтожить все, что еще осталось живого в экономике. Или, выражаясь иначе, власть пытается «выполоть» практически все актуальные бизнесы XXI века ради спасения структур XIX– первой половины XX века. В общем, уничтожают живое во имя мертвого.
Наиболее негативные последствия белорусской экономики, по всей видимости, будет иметь попытка государства «навести порядок» в ИТ-бизнесе. Как отмечает Юрий Зиссер в интервью Ежедневнику, судебные процессы в отношении предпринимателей Алексея Комка и Виктором Прокопеней негативно скажутся на возникновении новых ИТ-бизнесов в Беларуси — «поэтому вероятно замедление темпов роста отрасли, а также бизнес-эмиграция стартапов, лишающая нашу страну ИТ-будущего». К этому следует присовокупить, что сегодня объем экспорта ПВТ уже превышает соответствующий показатель приснопамятного «Гомсельмаша», при этом перспективы роста у ПВТ есть, а у «Гомсельмаша», — вероятно, уже нет, как его не спасай. Если бы в Беларуси существовал не только ПВТ, но с десяток сегментов аналогичного уровня, о спасении архаичных «титаников» из прошлого можно было бы не думать. Теоретически.
Изменение правил игры в сфере агротуризма — еще один пример спасения утопающих за счет плывущих. Государство планирует изменить принципы налогообложения в агроэкотуризме и таким образом вывести из этой пользующейся многими льготами сферы гостиничный и ресторанный бизнес, сообщают Naviny.by. Законодательные изменения могут коснуться более 2030 агроусадеб, услугами которых в 2014 году воспользовались 318,8 тыс. человек. За последние 8 лет количество агроусадеб в Беларуси увеличилось в 55 раз. Вообще говоря, агроусадьбы не следовало бы «выпалывать» хотя бы потому, что они не дают умереть нашему селу, а в перспективе могут способствовать его возрождению. Да, прибыли в казну дают пока немного, но, в отличие от агрогородков не потрошат эту казну. Помимо прочего, агроусадьбы — это «импортозамещение», когда в них едут белорусы, и экспорт, когда туда приезжают иностранцы. Иными словами, в агрогородках власть продолжает хоронить деньги, а агроусадьбы взялась «регулировать» и «прореживать» не ко времени.
Если не знаешь, что делать, то лучше руководствоваться известным врачебным правилом: «не навреди!». Даже если бы власть просто не вмешивалась, то старое и нежизнеспособное отчасти отмерло бы естественным путем, а новое и конкурентоспособное возникло бы на его месте. Для ускорения процесса можно было бы поддержать новое и прогрессивное — причем, лучше не деньгами, а законодательно. И власть-таки в процесс вмешалась, но по-другому. Она устроила «прополку» по принципу: все растущее и зеленеющее — вон с поля, а вот все старое и увядающее польем и подкормим деньгами. Эти «врачи» активно вредят экономике, прикрываясь соображениями борьбы с кризисом. Однако выход из кризиса обычно происходит за счет формирования нового предложения и нового спроса, а не за счет возвращения к докризисному спросу на старое предложение.
Это новое в Беларуси так или иначе начало возникать. Но власть решила новое искоренить или, как минимум, сильно повредить, чтобы своим развитием оно не мешало старому. Но старое, отжившее мы таким образом все равно не спасем, а вот перспектив стать развитой страной, да и просто преодолеть кризис можем и лишиться.