24 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве были одобрены базовые принципы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а на следующий день Россия пообещала нашей стране очередной кредит. Означает ли это, что процесс втягивания Беларуси в геополитическую орбиту Кремля стал необратимым?
Андрей Федоров. Совершенно очевидно, что ЕАЭС — это еще одна попытка Кремля возродить для начала на части постсоветского пространства даже не Советский Союз, а Российскую империю. И что ради достижения вожделенной цели Москва готова идти на значительные экономические потери.
Остается, однако, открытым вопрос, сохранится ли такое положение дел после того, как данная структура будет окончательно сформирована. Особенно важен ответ на него для Беларуси, поскольку, по оценкам российских экспертов, если в краткосрочном периоде она и может еще что-то выиграть от членства в ЕАЭС, то в более отдаленной перспективе окажется весьма уязвимой.
В Москве действительно была подтверждена решимость подписать соответствующий договор 1 января 2015 года. Тем не менее, ситуация вокруг ЕАЭС не столь безоблачна, как может показаться на первый взгляд. В очередной раз выявились серьезные противоречия в подходах участников к дальнейшему интеграционному развитию.
Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев высказали на этот счет целый ряд существенных претензий. Причем если на октябрьской встрече в Минске их позиции практически совпадали, то сейчас взгляды глав Беларуси и Казахстана на некоторые принципиальные аспекты оказались принципиально различными.
Поэтому есть определенные сомнения, что ЕАЭС будет создан в намеченный срок. А поскольку наилучшим вариантом развития событий для белорусских властей представляется такой, когда процесс его формирования тянулся бы бесконечно долго, и при этом они продолжали бы пользоваться предоставляемыми Россией преференциями, то, казалось бы, положение не столь уж мрачно.
Однако если в ближайшем будущем создать ЕАЭС Кремлю не удастся, то очевидно, что первоочередным объектом его экспансии окажется наша страна, что в отсутствие внешней поддержки с другой стороны поставит ее суверенитет под реальную угрозу.
И здесь не следует обольщаться теми подачками, которые Россия время от времени подбрасывает своему «главному союзнику», чтобы он окончательно не рухнул в экономическую пропасть. Безусловно, обещанные не то полтора, не то два миллиарда долларов помогут несколько стабилизировать ситуацию. В то же время, по данным Нацбанка, на поддержание курса рубля с января по ноябрь было потрачено почти 2,6 млрд. То есть эти деньги даже не смогут полностью восстановить утраченные в уходящем году золотовалютные резервы. При том, что в следующем году предстоит выплатить 3,2 млрд долларов по прежним долгам.
Кроме того, неизвестно, на каких условиях выдается этот кредит. На минувшей неделе белорусское правительство неожиданно объявило о прогрессе в реализации пяти интеграционных проектов с Россией, несмотря на то, что сам Лукашенко в течение года неоднократно давал им негативную оценку. Не исключено, что столь долго оттягивавшийся момент сдачи «фамильного серебра» все же наступил. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…
И хотя говорить о неотвратимости попадания Беларуси в полную зависимость от России, может быть, еще рано, нельзя отрицать, что шансы на другой исход неуклонно уменьшаются.