Удержать пресловутую «стабильность» в экономике хотя бы до выборов наши власти так и не смогли. Более того, экономика, судя по всему, «сдувается» с ускорением. Девальвация белорусского рубля с начала 2015 года составила уже около 40%. Средняя зарплата не только не приблизилась к сакральной цифреUSD 500 (не говоря уже про обещанную к этому году 1000), но наоборот — скатывается к скромной цифре 300. Это согласно данным по зарплатам официальной статистики. Выручка Беларуси от экспорта нефтепродуктов в январе–июне 2015 года снизилась на 31,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до USD3861,1 млн, сообщает Национальный статистический комитет. И это — до последнего падения нефтяных цен. Про условно работающие промпредприятия и недобор урожая говорить не буду — много об этом уже сказано. В общем, опять очередной обвал.
Очередной скачкообразный этап «сдувания» наших «стабильности и процветания» опять высветил застарелые проблемы и архаичные подходы власти к их якобы решению (на деле — отказу от реальных решений и действий). Опять звучат знакомые слова про внешние кризисы, единственные виновники наших бед. И катастрофа даже не в экономическом кризисе — многие страны сегодня находятся в подобной ситуации включая Китай. Катастрофа в том, что наши власти на эту ситуацию практически никак не реагируют — кроме пустословия, понятно. Дескать нефть обвалилась, Россия обвалилась, даже Китай вон затрясло… Мы и наша «уникальная модель» тут вовсе не при чем, по нам просто ударили волны сугубо внешних кризисов. Соответственно нам делать нам пока особо ничего не надо, просто дожидаться окончания мирового кризиса. Вот и ждем, пока нефть не вздорожает и Китай не восстановится…
Кризис кризисом, но возьмем пример конкретного сегмента рынка. Продажи автомобилей на российском рынке упали для всех производителей. По данным отчета КамАЗ за первое полугодие 2015 года, продажи грузовых автомобилей (полной массой 14-40 тонн) на российском рынке упали к аналогичному периоду 2014 года на 62,3% и составили 14 тысяч единиц техники. Это даже меньше, чем было продано техники при обвале рынка в первом полугодии 2009 года. На 52,7% до 7,7 тыс. автомобилей они упали у КамАЗа. Продажи Группы ГАЗ сократились на 7,7% (до 2,4 тыс. машин). Но даже на этом фоне худшая динамика у МАЗа — падение на 84% до 600 автомобилей. Доля МАЗа сократилась до 4,1%. Абсолютный минимум, меньше не продавали никогда. Для сравнения: доля техники МАЗ (полной массой 14-40 тонн), продаваемой на российском рынке, в первом полугодии 2012 года — 13,1%. Вполне достойно. Теперь же мы аутсайдеры на этом рынке. А быть аутсайдером в кризис весьма чревато, как мы увидим дальше.
Китай рано или поздно восстановится, скорее всего, но нам это может и не помочь, если мышление наше не изменится. Экономические лидеры практически всегда восстанавливаются, а Китай — один из таких лидеров. Так восстановились США после «великой депрессии», хотя вот Аргентина так до сих пор и не восстановилась. А была до мирового кризиса 1930-х процветающей страной. Также как и Apple после ИТ-кризиса начала века восстановилась, а сотни аутсайдеров отрасли погибли. И «Форд» после «великой депрессии» восстановился, в то время как десятки автопроизводителей-аутсайдеров прекратили свое существование навсегда. Иными словами, лидеры чаще всего выживают и восстанавливаются, а вот аутсайдеры нередко погибают. Беларусь — не «Китай», то есть не лидер, а аутсайдер экономики — как в мировом масштабе, так и в масштабе «Евразийского Союза».
Эта тенденция хорошо просматривается на примере минувших кризисов и на постсоветском пространстве. В 1990-е прекратили существование или захирели многие тогдашние аутсайдеры: ЗиЛ, Кутаисский автозавод, КрАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и другие. МАЗ тогда был в лидерах, поэтому хотя и его «потрясло», но он выстоял и даже пережил период возрождения. Выжил тогда и МТЗ, в те времена на постсоветском пространстве он был бесспорным лидером. А вот его конкуренты — аутсайдеры аналогичного профиля — закономерно погибли или зачахли. Сейчас мы наблюдаем аналогичный процесс, только с той разницей, что в аутсайдерах теперь — наши «титаники индустрии» и сельского хозяйства. Многие из них обречены, особенно если учитывать действия нашей власти.
Вообще говоря, гибель аутсайдеров — это естественное явление в конкурентной среде, коей является современная мировая экономика. Однако особая катастрофичность белорусской ситуации в том, что аутсайдеры у нас не просто отдельные предприятия и отрасли, но вся экономика в целом — «замшелая» и заботливо сохраненная в практически неизменном с советских времен виде экономика. Станки и машины на некоторых предприятиях заменили, модельный ряд многие производители обновили, но вот в организационной области у нас почти повсеместно «конь не валялся». Ситуация усугубляется еще и тем, что ради «подъема со дна» фактически уже затонувших «титаников индустрии» власть искореняет любые ростки нового в экономике.
Только лидер может позволить себе стратегию выжидания и в режиме «сокращения издержек» «ждать у моря погоды», то есть восстановления рынков. Аутсайдер при аналогичной стратегии практически гарантированно погибнет. Аутсайдеру в данной ситуации надо бежать максимально быстро, ведь только перемещение с последних мест в списке дает надежду на выживание. Белорусская экономика — маленькая; с одной стороны, это плохо, но маленькую экономику проще повернуть на другой путь развития. Она теоретически мобильнее. Конечно, если заниматься этим, а не пассивно ждать «манны небесной». Во-вторых, хотя наша экономика и сильно завязана на нефть, но на чужую. То есть нам, теоретически проще слезть с «нефтяной иглы»: для тех, кто нефти не имеет, дешевеющая нефть это — благо. Если структура экономики адекватная.