Каковы шансы выдержать эти сроки, если учесть что это — далеко не первый опыт с «выдерживанием» сроков?
Мария Акулова. На сегодняшний день Беларусь находится в достаточно сложном положении. Нежелание реформировать экономику, несмотря на неизбежность и необходимость этого процесса, привели к повышению зависимости Беларуси от России. В июне 2014 был получен очередной кредит в размере USD 2 млрд., который был направлен на повышение уровня золотовалютных резервов. Одновременно с этим в июне были произведены выплаты по выплате стабилизационного кредита АКФ ЕврАзЭС в размере USD 88.3 млн., плюс USD 170 млн. пошли на обслуживание долга перед МВФ. Всего в 2014 году необходимо будет выплатить порядка USD 1.4 млрд. Таким образом, можно сделать вывод, что в определенной степени эффект от привлечения очередной суммы заемных денег нивелируется и является краткосрочным.
Далее, с 2015 года начинает работать ЕАЭС, договор о функционировании которого был подписан в конце мая текущего года. Беларусь смогла получить ряд выгод от его подписания, таких как договор о фиксированных объемах поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, постепенное частичное снижение пошлин на экспорт нефтепродуктов, получение бридж-кредита ВТБ. С другой стороны повышается уровень зависимости от России и, соответственно, степень ее давления на белорусское руководство.
На данный момент повышение конкурентоспособности экономики являются единственным способом выхода на мировые рынки, в противном случае рынок ЕАЭС останется единственной опцией. Уже сегодня, если убрать нефтепродукты, то Россия — это основной рынок экспорта белорусских товаров. Однако возможность продажи продукции на российский рынок без проведения модернизации экономики является существенным демотивирующим фактором для проведения реформ.
Существует риск, что подобная стратегия российской стороны по импорту белорусской продукции в определенный момент может стать инструментом давления в целях входа на белорусский рынок и реализации своих различных условий (например, по выкупу предприятий за значительно меньшие деньги, чем они стоят сейчас).
Одновременно с этим внешние заимствования являются основным инструментом привлечения средств, поддержания стабильной экономической ситуации на протяжении последних лет, и сохранение этого тренда негативно отразится на благосостоянии.
Следовательно, необходимо искать иные источники внешних денег, такие как приватизация. К сожалению, отношения с западными странами продолжают оставаться прохладными, поэтому опять же российский капитал является фаворитом. Этот момент в совокупности с членством в ЕАЭС вынудит частично выполнить соглашения по продаже государственных предприятий в рамках интеграционных договоренностей. Однако риск полного контроля России над экономикой Беларуси мотивирует не спешить с продажей предприятий и серьезно рассмотреть другие возможные источники привлечения инвестиций и варианты сотрудничества.