ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) готово увеличивать размер скидки с 25% до 50% — чтобы переключить транзит белорусских нефтепродуктов с прибалтийских портов на порты северо-запада России. Сможет ли спецэкспортер белорусских нефтепродуктов — ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) воспользоваться этой тарифной поблажкой?
РЖД готова на новые скидки
На фоне негативных рыночных тенденция для российских железнодорожников Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ) с начала 2013 г. разрешила РЖД самостоятельно давать скидку или надбавку к тарифу в рамках тарифного коридора. Сначала нижняя граница этого коридора составляла 12,8%, верхняя — 13,4%. В 2016 г. ФАС, которой перешли функции ФСТ, опустила нижнюю границу тарифного коридора до 25%. Теперь РЖД может увеличивать тариф на 13,4% или давать скидку до 25% для всех грузов, перевозимых на расстояние до 3 тыс. км, и для дорогих — II и III класса — на более длинные расстояния.
Пользуясь этой возможностью, РЖД в середине октября ввели 25%-ную скидку к действующим тарифам на перевозки бензина, дизельного топлива и мазута в цистернах со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги (БЖД) в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги (филиал РЖД, обслуживающий северо-запад РФ). Понижающий коэффициент действует до 31 декабря 2018 г. включительно.
По имеющимся данным, белорусский спецэкспортер нефтепродуктов данным предложением не воспользовался. Новый тариф в направлении российских портов оказался дороже, согласно оценочным данным, в целом примерно на USD10 в сравнении с ныне действующими тарифами в направлении прибалтийских портов.
Однако президент РЖД Олег Белозеров 7 декабря заявил, что компания договорилась с антимонопольной службой о возможности давать скидки на грузы II и III класса до 50%. «По ряду направлений очень высокодоходных грузов будем их применять. У нас была дана скидка 25% по белорусскому направлению по переключению грузов в порты РФ на Северо-Запад. Если потребуется — мы сейчас смотрим — дадим дополнительные скидки, чтобы грузы ехали по железной дороге не в республики Прибалтики, а на северо-запад (России – прим. ред.). Это конкуренция — абсолютно прозрачные условия», — добавил Белозеров.
С чего такая щедрость?
РЖД стремительно теряет нефтяные грузы. По данным операторов железнодорожного рынка России, за 10 месяцев 2016 г. перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге снизились, на 7,3% — до 203,6 млн тонн (ранее РЖД прогнозировала по итогам 2016 г. снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 6,2%, до 235,7 млн тонн, а по итогам 2017 г. — на 2,9%, до 228,8 млн тонн).
Сейчас в России нефтяные грузы все больше уходят в трубопроводы «Транснефти». По данным участников рынка, за 9 месяцев текущего года на «трубу» переключилось более 5,5 млн тонн. Согласно прогнозам, ввод в эксплуатацию новых трубопроводов в России «заберет» у железной дороги еще более 20 млн тонн нефтяных грузов.
Российская газета «Коммерсант» 8 декабря сообщила, что Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) и Союз операторов железнодорожного транспорта уже обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру энергетики Александру Новаку с просьбой разработать схему транспортного баланса рынка с планами по вывозу нефти и нефтепродуктов на 3-5 лет. Что, по их мнению, позволит обеспечить планирование мощностей и сформировать инвестпрограммы. Они отмечают, что в РФ один из самых молодых парков грузовых вагонов в мире, и на их покупку потрачены «огромные средства», а падение перевозок негативно отражается и на вагоностроении.
Однако это обращение вряд ли возымеет действие, отмечают эксперты. Административно повлиять на доли железнодорожных операторов и «Транснефти» невозможно — в том числе и потому, что экспортировать нефтепродукты проще и дешевле по трубопроводам.
Сейчас «Транснефть» строит трубопроводы «Север» и «Юг», куда, естественно, перетечет топливо, которое пока поставляется в направлении портов по железной дороге. Эксперты также отмечают, что в среднесрочной перспективе перевозки нефтеналивных грузов будут снижаться вследствие завершения модернизации НПЗ, налогового маневра и развития автоналивных эстакад на НПЗ. Это позволит нефтекомпаниям увеличить отгрузки автотранспортом на собственные АЗС, исключив из логистической схемы железнодорожные отгрузки на нефтебазы.
У БНК — свои экспортные приоритеты. Было бы что продавать
Следует отметить, что инициатива РЖД, нацеленная на то, чтобы «подсластить» логистику белорусскому экспортеру нефтепродуктов пришлась совсем некстати.
Во втором полугодии белорусские НПЗ оказались на полуголодном пайке. В III квартале 2016 г. «Нафтан» и Мозырский НПЗ вместо запланированных 6 млн тонн российской нефти смогли получить только 3,5 млн тонн. В четвертом квартале ситуация не изменилась. Хотя 14 октября советник президента «Транснефти» Игорь Демин и пообещал, что в IV квартале Россия поставит в Беларусь трубопроводным транспортом 5 млн тонн нефти (2,6 млн тонн — на Мозырский НПЗ и 2,4 млн тонн — на «Нафтан»), пока российские компании поставляют нефть на белорусские НПЗ исходя из декабрьского графика поставок в 3 млн тонн. Контракт на дополнительный объем (2 млн тонн) не подписан, поскольку Россия и Беларусь пока окончательно не завершили нефтегазовый спор.
По итогам 2016 г. НПЗ недополучат примерно 5-5,5 млн тонн нефти из планируемого годового баланса в 24 млн тонн.
За 10 месяцев объем переработки нефти на белорусских НПЗ снизился на 11% и составил 15,4 млн тонн.В этот период белорусские НПЗ снизили производство автомобильных бензинов на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. — до 3,106 млн тонн. Наиболее ощутимое падение было зафиксировано в октябре, когда было произведено 195,3 тыс. тонн бензинов — на 16,6% меньше, чем в октябре 2015 г. Производство дизельного топлива (включая биодизель) снизилось на 12,6% — до 5,973 млн. тонн. Опять же, в октябре был отмечен резкий спад: НПЗ произвели всего лишь 419,4 тыс тонн дизтоплива, что на 32,5% меньше, чем в октябре 2015 г.
При этом оказалось, что на 1 ноября в Беларуси полностью отсутствовали складские запасы бензинов, хотя еще1 октября они составляли 4,8 тыс. тонн, или 1,7% к среднемесячному объему производства данной продукции. Запасы дизельного топлива тоже снизились до критически низкого уровня — 2,6 тыс. тонн, что составляет 0,5% к среднемесячному объему производства (на 1 октября запасы дизтоплива составляли 6,6 тыс. тонн, или 1,3%.от среднемесячного объема производства).
Сокращение поставок российской нефти во втором полугодии 2016 г. почти на 40% может привести к снижению ВВП Беларуси по итогам 2016 г. на 2,5-2,6%., отметил недавно министр экономики Владимир Зиновский.
Как следствие, Беларусь за 10 месяцев текущего года снизила экспорт нефтепродуктов на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 11,633 млн тонн. В сложившейся ситуации Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) прилагает большие усилия, чтобы избежать штрафных санкций за невыполнение контрактных обязательств. Фактически у экспортера есть возможность объявить форс-мажор, но он пытается найти компромисс — в частности договориться с партнерами поставить дополнительные объемы как только ситуация наладится. Кроме того, чтобы выполнить договоренности перед иностранными партнерами, часть нефтепродуктов компании приходится закупать в Скандинавских странах и поставлять в центральную Европу через польские порты.
Очевидно, что в такой ситуации БНК вряд ли станет менять логистику экспорта, тем более, что у компании иные приоритеты. Нынешняя стратегия БНК нацелена на получение максимального эффекта от экспорта нефтепродуктов, поэтому компания стремится меньше топлива продавать через порты, а больше — на рынках соседних стран, которые являются высокопремиальными.
Для справки
2015 г. Беларусь поставила на экспорт 16,9 млн тонн нефтепродуктов, в т. ч. БНК экспортировала 13,8 млн тонн. Российские нефтяные компании, которые перерабатывают нефть в Беларуси на давальческих условиях, в 2015 г. поставили на экспорт 3,1 млн тонн.