«Цивилизация — это не железо, цивилизация — это социальная система.»
Леонид Радзиховский
Сначала — хорошая новость. По заявлению министра Владимир Семашко рецессия в промышленности закончилась. «Я доволен и счастлив тем, что мы выжили, преодолели кризис. По всем признакам вижу, что рецессия закончилась. Сегодня темп роста у Минпрома — 103%. На следующий год мы ему запланировали 111,3%», — отметил В. Семашко (цит. По БЕЛТА). Дальше, если верить вице-премьеру, нас и вообще ожидает «светлое будущее» в виде расцвета промышленности. Семашко также сообщил, что в холдинги Министерства промышленности планируется вложить USD 9,1 млрд до 2030 года. Предполагается строительство новых завод. «Мы будем строить завод по производству коробок передач самых разных. Что в машине главное? Двигатель, коробка передач, трансмиссия, сцепление. Поэтому коробки передач — механические, электромеханические, гидромеханические — будем производить полностью у себя», — оптимистически заявил В. Семашко.
Глава государства, правда, не очень разделяет оптимизм вице-премьера. Лукашенко раскритиковал спад в сфере машиностроения. Только за 2014–2015 гг. предприятия потеряли половину объема выпускаемой продукции, в том числе почти 25% — за 2015 г. При сложившейся низкой базе прошлого года промышленный потенциал отрасли за январь–октябрь 2016 года восполнен всего на 3%. «Если мы и дальше будем развивать производство в таком режиме и темпах, то для выхода на уровень 2013 года понадобятся, как вы понимаете, десятки лет», — отметил Лукашенко.
Так что, если где-то какой-то небольшой рост и имелся, то это, вероятнее всего, просто небольшой взлет после быстрого и глубокого падения, но вовсе не выход из кризиса и начало новой эры процветания. Дело вовсе не в том, поверил или не поверил глава государства оптимистическим заявлениям вице-премьера. Вопрос глубже. Может ли только «железо», новые многочисленные и очень дорогостоящие заводы «коробок передач» спасти экономику, если во всем остальном система останется прежней?
В свое время СССР построил много заводов «коробок передач», а также автомобильных, тракторных, станкостроительных, химических, металлургических и пр. комбинатов в странах социалистической ориентации. Но ни одно из этих предприятий не выбилось в лидеры мирового рынка, а к сегодняшнему моменту большинство из них уже прекратили свое существование.
Еще один пример — Китай. В свое время с помощью СССР там много чего строили включая металлургические комбинаты, станкостроительные заводы и автомобильные заводы. И, надо признать, в Китае они работали — и даже довольно успешно, по советским меркам, в отличие, например, от таковых в «социалистической» Африке. Работали, но конкурентоспособными на мировом рынке не были. Про качество китайских товаров «советского периода» анекдоты до сих пор ходят. В те времена не было крупномасштабного экспорта китайских автомобилей или тракторов. Мало кому они тогда были нужны, разве что Северная Корея брала, да и то норовила получить бесплатно, как «братскую помощь». А дареному коню в зубы не смотрят. И только реформы, коренное изменение экономической системы позволили сделать китайскую продукцию конкурентоспособной, а сам Китай превратили в ведущего мирового производителя и экспортера.
Мы и сами попытались повторить советский опыт с автомобильными и тракторными заводами в Венесуэле. Но без громких успехов. Так что и тут имеем наглядное подтверждение тому, что «железа» недостаточно для становления успешной экономики.
К настоящему моменту белорусское правительство уже успело «модернизировать» деревообработку, цементную отрасль и сельское хозяйство. Потратили на все про все почти сотню миллиардов долларов (если с 1994 года считать), а результат если и имеется, то скорее отрицательный. Иными словами, без соответствующей социальной системы одно «железо» не работает, или же работает неэффективно. Вроде бы это должно быть очевидно всем. Ведь не только опыт Эфиопии или Венесуэлы о том говорит, но и собственный опыт — тому подтверждение. Но нет, нашей власти это вовсе не очевидно. Она, как видим, упорно и даже упёрто продолжает следовать прежним «единственно верным курсом». И что-то мне подсказывает, что и результат тоже будет прежним. Типа как от строительства завода «коробок передач» Советским Союзом где-нибудь в Эфиопии. Результат — потерянные деньги, которые этим странам потом пришлось простить. Отличие в эффектах — только в том, что нам потерянные деньги никто не спишет.