Российская компания «Транснефть» в третьем квартале сокращает поставки нефти в Беларусь на 2,25 млн т. Каковы возможные негативные последствия этого решения для Беларуси?

Александр Муха. Сокращение поставок российской нефти чревато следующими негативными последствиями для экономики Беларуси.

1) Уменьшение загрузки производственных мощностей вкупе с ухудшением финансового положения белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В частности, чистая прибыль ОАО «Нафтан» в первом квартале 2016 г. составила всего BYR57,254 млрд руб. (около USD2,8 млн). У Мозырского НПЗ этот показатель выглядит заметно лучше — BYR606,470 млрд (около USD29,4 млн).

При этом уменьшение прибыли и рентабельности предприятий может негативно сказаться на реализации масштабных инвестиционных проектов, нацеленных на повышение глубины переработки нефти до уровня не менее 90%.

2) Снижение экспорта белорусских нефтепродуктов и валютных поступлений в страну.

Во втором полугодии 2016 г. сокращение поставок российской нефти в Беларусь может составить около 6 млн т. по сравнению с прописанными в действующем контракте объемами.

Соответственно, с учетом глубины переработки нефти на белорусских НПЗ на уровне 73% уменьшение экспорта белорусских нефтепродуктов во втором полугодии 2016 г. может составить около 4,38 млн т. (при прочих равных условиях).

С учетом средней цены экспортируемых нефтепродуктов в мае 2016 г. в размере USD303,1 за 1 т. экспорт белорусских нефтепродуктов в стоимостном выражении в этом случае сократится во втором полугодии текущего года на USD1,328 млрд (при прочих равных условиях).

3) Уменьшение поступлений от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты в белорусский бюджет.

К слову, поступления экспортных пошлин на нефтепродукты в первом квартале 2016 г. составили около USD140 млн при годовом плане в размере USD900 млн.

В случае сокращения поставок российской нефти во втором полугодии 2016 г. на 6 млн т. недобор экспортных пошлин на нефтепродукты может составить около USD 150-200 млн, что примерно сопоставимо с экономической выгодой, возникающей в результате оплаты поставок природного газа по сниженной цене, которую белорусская сторона считает справедливой.

Так, в январе–мае 2016 г. задолженность белорусских субъектов хозяйствования перед белорусской «дочкой» Газпрома ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» накоплена в размере около USD250 млн.

При этом ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» оплачивает Газпрому поставки природного газа в полном объеме. Так, по данным Белстата, средняя цена импортируемого из России природного газа в январе–мае 2016 г. составила USD136,68 за 1 тыс. куб. м. (минус 4% по сравнению с январем-маем 2015 г.).

В случае использования справедливой, по мнению белорусской стороны, цены в размере USD 73 за 1 тыс. куб. м. экономия на оплате импортируемого природного газа в январе–мае 2016 г. составила бы USD515,910 млн., что в 2,1 раза превышает размер накопленной задолженности белорусских предприятий перед ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» за этот же период времени.

Исходя из расхождений в размере потенциальной экономии и фактической задолженности, можно предположить, что в действительности белорусские субъекты хозяйствования фактически оплачивают ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» поставки природного газа, основываясь на средней импортной цене российского газа на уровне около USD104 за 1 тыс. куб. м.

Не исключено, что именно эта цена (возможно, с небольшими корректировками) и станет компромиссным решением затянувшегося газового спора.

Интересно, что, несмотря на возникшую сложную ситуацию, ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» в первом квартале 2016 г. смогло заработать прибыль в размере BYR1,277 трлн (около USD61,9 млн).

Необходимо отметить, что в случае сохранения текущих разногласий в нефтегазовой сфере могут осложниться и переговоры по вопросу зачисления экспортных пошлин на нефтепродукты в белорусский бюджет в 2017 г.

В целом в текущем году существенное негативное влияние (прямое и косвенное) на экономическую динамику в Беларуси оказывает снижение цен на нефть и нефтепродукты по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, по расчетам BusinessForecast.by, в январе–мае 2016 г. падение экспорта белорусских товаров на 56,5% обусловлено уменьшением объемов экспорта белорусских нефтепродуктов и сырой нефти.

При этом еще 7,5% падения экспорта белорусских товаров в анализируемом периоде обусловлено сокращением экспорта товаров в Россию (без учета экспорта нефтепродуктов).

В наглядной форме причины резкого сокращения экспорта белорусских товаров в январе–мае 2016 г. по сравнению с январем-маем 2015 г. можно проиллюстрировать следующими статистическими данными:

Таким образом, падение экспорта белорусских товаров в анализируемом периоде на 64% обусловлено негативным влиянием «нефтяного» фактора. Поскольку текущие экономические проблемы в России (экономический спад, девальвация российского рубля) наряду с действием экономических санкций связаны с низкими ценами на нефть.