В Беларуси набирает ход ползучая деприватизация. Количество акционерных обществ, получающих господдержку в обмен на акции, стремительно растет. Если еще в 2011 году государство оказывало помощь 117 акционерным обществам республиканской собственности, то в 2013 году их количество увеличилось более чем в два раза и достигло 279 АО. Только в прошлом году эти ОАО передали государству в республиканскую собственность 20,6 млрд. акций на сумму 2,3 трлн. BYB (около 156 млн. USD по курсу Нацбанка).
Акционерные общества оказались «попрошайками» в большинстве случаев не по своей воле. Альтернативы господдержки у большинства предприятий — если они хотят развиваться — практически нет. Использовать свой статус акционерных обществ для привлечения денег они практически не могут: IPO для них — весьма непростой механизм, и воспользоваться этим инструментом могут лишь успешные компании, каковых сегодня немного. Привлечь стратегического инвестора тоже могут очень немногие.
Все это и есть результат «точечной» приватизации, объявленной президентом в марте 2012 года. Тогда А. Лукашенко отверг все предлагавшиеся перечни приватизируемых предприятий, заявив, что любое белорусское предприятие может быть приватизировано, но за хорошую цену и при определенных условиях.
Приватизационного «кнута» сейчас тоже нет. После того, как стратегия приватизации стала «точечной», правительство фактически стало сторонним наблюдателем приватизационных процессов в стране. Правительственные планы по привлечению денежных средств от продажи госсобственности для покрытия внешних долгов также остаются благим пожеланием.
Например, в прошлом году для выплаты внешних долгов правительство хотело привлечь 3,5 млрд. USD: 2 млрд. USD от приватизации и 1,5 млрд. USD — за счет заимствований. Коллективные намерения правительства и Нацбанка были более амбициозны — их Совместный план предусматривал доходы от приватизации до 4,5 млрд. USD. По факту оказалось, что денег от приватизации бюджет получил в десятки раз меньше.
Напомним, что правительственный приватизационный перечень-2014 включал 83 ОАО: по конкурсу инвесторы могли купить госпакеты в 33 акционерных обществах, на аукционах — в 50 ОАО. В перечне оказались достаточно интересные предприятия: ОАО «Стеклозавод Елизово», «Коралл», «БелГрузМагистраль», «Управляющая компания холдинга „Горизонт“, „Белорусское морское пароходство“, „Авиакомпания Трансавиаэкспорт“, где государство собиралось продать все свои акции.
По сути дела, это был список для изучения спроса со стороны потенциальных инвесторов. Если кто-то заинтересуется тем или иным пакетом, то должен быть готов к утомительной процедуре. А именно: инвестор должен написать заявление в Госкомимущество Беларуси, комиссия рассматривает заявление и готовит предложения о целесообразности подготовки проекта решения президента о продаже. После того, как такое решение президент примет, предстоит провести рыночную оценку акций. ГКИ, в свою очередь, объявляет о продаже госпакета лишь в том случае, если потенциальный инвестор согласится взять на себя обязательства по выполнению ряда условий. Чаще всего, от инвестора требуют профинансировать масштабную инвестпрограмму предприятия, сохранить персонал, социальные гарантии и т. д. Но в любом случае окончательное решение по любой заметной приватизационной сделке будет принимать А. Лукашенко.
Как показала практика, такая схема продажи госпакетов не дает результатов. В минувшем году удалось продать госпакеты лишь в 13 акционерных обществах и одно предприятие — как имущественный комплекс. Республиканский бюджет получил около 42 млн. USD. Правда, еще около 73 млн. USD покупатели пообещали вложить в развитие предприятий (с учетом дополнительных условий продажи акций), но это — ничтожный результат на фоне не оправдавшихся надежд на миллиарды приватизационных денег.
Что еще раз подтверждает: правительство может строить любые приватизационные планы, но полномочий по продаже активов у него нет: все сделки с собственностью свыше 10 тысяч базовых величин (1 БВ — 180 тыс. BYB) в стране контролирует президент.
В этом году правительство снова поручило ГКИ сформировать приватизационный перечень на сумму не менее 850 млн. USD. Госкомимущество поручение выполнило. Перечень составлен на основании предложений отраслевых министерств и госорганов, в него вошли 64 хозяйственных общества и 4 РУПа. В ближайшее время ГКИ обнародует перечень претендентов на продажу, но уже известно, что «голубые фишки» в этот список не попали.
Очевидно, однако, что этот список также ожидает судьба прошлогоднего, если не поменять подходов к продаже госпакетов.
Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, в этом году Госкомимущество снова — в который раз за последние годы — пытается расширить свои полномочия по принятию решений в сфере приватизации. ГКИ предлагает дать комитету полномочия принимать решения по предприятиям с численностью до 1 тыс. человек, а правительству — по предприятиям с численностью 1 тыс. до 2 тыс. человек. При этом решения по наиболее важным, стратегическим предприятиям, а также занятым в сфере сельхозпереработки, остается за президентом.
Также в этом году ГКИ пытается расширить способы приватизации. Госкомимущество предлагает развивать институт доверительного управления акциями и предприятиями в целом как имущественными комплексами, ввести новый способ продажи предприятий — аукцион с условиями, а также запустить такой инструмент, как долгосрочная аренда предприятий.
Между тем, институт доверительного управления, тем более аренда предприятий — вовсе не новации, эти инструменты давно прописаны в приватизационном законодательстве Беларуси. Что касается аренды, то в свое время правительство признало этот механизм неэффективным и с трудом от него отказалось.
По институту доверительного управления в Беларуси пока есть едва ли не единственный пример. В 2014 году пакет акций ОАО «Речицкий текстиль» (госпакет здесь — 97,7%) был передан в доверительное управление ОАО «8 Марта», и сейчас это предприятие, по данным ГКИ, работает вроде бы неплохо.
Новацией можно назвать разве что аукцион с условиями. Государство уже убедилось, как сложно продать по конкурсу небольшой госпакет акций, когда его приватизация обременена всевозможными условиями — от миллионных инвестиций в развитие до выполнения социальных обязательств.
В то же время аукцион с условиями предполагается сопроводить несложными для инвестора условиями: например, сохранить рабочие места в определенных пределах, профиль предприятия. Логика ГКИ такова: если инвестор собирается развивать предприятие, а не уничтожить его, то он сохранит производство и будет платить зарплату персоналу. Поэтому обременять инвестора неподъемными условиями в этом случае нет смысла.
Подход разумный. Другое дело, что на аукцион с условиями государство собирается выставлять небольшие пакеты. Поэтому сомнительно, что этот механизм будет востребован. Вряд ли серьезный инвестор захочет купить 5% или 15% акций, не имея возможности влиять на управленческие решения в данном акционерном обществе.
Для справки:
В госсобственности в Беларуси находится 2.300 унитарных предприятий. Государство владеет акциями, долями в 1.850 ОАО, в 73% этих обществах контрольный пакет акций принадлежит государству. В 2014 году государство на свои пакеты получило 5,4 трлн. BYB (352,941 млн. USD) дивидендов. При этом 3,5 трлн. BYB (228,758 млн. USD) выплатили 10 предприятий, в частности, только один «Беларуськалий» заплатил 2,5 трлн. BYB (163,399 млн. USD).