Заработавший с 1 января 2014 года Евразийский экономический союз представляет собой весьма «уникальную» конструкцию. Количество участников в нем прибавляется: ныне это «четверка», вскоре будет «пятерка», — при этом свободного движения товаров в нем как не было, так и нет. Ожидалось, что в новом союзе исчезнет хотя бы существующий в Беларуси пресловутый институт специмпортеров. Этого также не произошло.
С помощью института специмпортеров белорусское руководство проводит политику защиты внутреннего рынка от иностранных товаров, производство которых неплохо налажено также и в Беларуси. Речь идет прежде всего о табачной, алкогольной и рыбной продукции, ввоз которой долгое время был разрешен только через соответствующий институт специмпортеров — институт исключительных прав государства на импорт этих товаров.
Россия неоднократно пыталась заставить белорусское руководство ликвидировать этот институт, расценивая его как барьер на пути свободной торговли, осуществляемой между союзниками. И белорусское руководство предпринимало определенные попытки в этом направлении. В результате изрядно трансформировавшийся за это время институт специмпортеров в Беларуси сохранился до сих пор. В частности это касается табачной, алкогольной и рыбной продукции.
На этапе подготовке договора о создании ЕАЭС в очередной раз велись разговоры о том, что Беларусь уберет этот барьер. Был ли для этого реальный шанс, или же белорусская сторона таким образом маневрировала с целью достичь определенных целей, — остается вопросом. Профильные чиновники между тем не скрывали, что говорить об отмене специмпортеров рано до тех пор, пока не будут урегулированы все вопросы, в том числе по выпуску единого техрегламента, регулирующего качество алкогольной продукции. Заместитель министра торговли Ирина Наркевич ранее отмечала, что институт специмпортеров не ограничивает поступления на рынок товара, а пресекает факты фальсификации и подделок. «Конечно, нам бы очень хотелось максимально продлить время действия института специмпортеров», — признавалась она.
Тем не менее, многие профильные министерства и ведомства, движимые интеграционными посылами, готовили соответствующие документы об отмене этого института. В то время белорусское руководство рассчитывало на отмену с 1 января 2014 года главного изъятия — экспортной пошлины на нефтепродукты. Поэтому в конце 2013 года готовился законопроект о внесении изменений в закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, согласно которому с 1 января 2015 года предусматривалась отмена исключительных прав государства на осуществление импорта алкогольных напитков. Но поскольку в то время вопрос по экспортной пошлине на нефтепродукты не был решен, белорусская сторона также не стала форсировать отмену специмпорта в отношении этой продукции.
Более близкой казалась перспектива отмены института специмпортера на поставки рыбной продукции (морская рыба, пресноводная рыба и морепродукты были освобождены из-под этой процедуры раньше). А. Лукашенко ликвидировал институт специмпортера в отношении и этой позиции своим указом № 148 от 8 апреля 2014 года. С 1 января 2015 года этот указ вступил в силу. Однако не успели импортеры рыбных консервов как следует этому порадоваться, как в январе текущего года в Беларуси был введен новый ограничительный механизм — система сертификации импорта рыбных консервов.
Постановлением правительства № 30 от 21 января Беларусь также заметно расширила перечень товаров, ввоз которых из России в Беларусь осуществляется по разрешениям, выданным Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси. В него были дополнительно включены такие товары, как фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии), шерсть, пушно-меховое сырье, крупный рогатый скот, птица, молочные продукты, рыба и продукты их переработки и т. д.
Таким образом, с 27 января 2015 года в Беларуси осуществляется усиленный ветеринарный контроль в отношении всех товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317. Для получения разрешения нужно провести ветеринарный контроль, а также в определенных случаях — и лабораторный контроль. Кроме того, в рамках ЕАЭС эта процедура требует переоформления ветеринарного сертификата Таможенного союза, выданного уполномоченным органом РФ, на белорусский ветеринарный сертификат.
Следует отметить, что Беларусь, введя новый механизм, формально ничего не нарушила — возможность введения сертификации в Евразийском экономическом союзе предусмотрена в соответствии с решение Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2014 года.
Участники рынка расценивают введенную в Беларуси сертификацию как ответный ход на действия России. Теперь у белорусской стороны появился свой механизм влияния на российских импортеров — подобный тому, которым пользуется РФ, ограничивая поставки на российский рынок белорусской молочной, мясной продукции и сельхозпродукции.
Что касается института специмпорта табака и алкоголя, то он, конечно, тоже остался. Ранее концерн «Белгоспищепром» обратился в правительство Беларуси с предложением сохранить этот институт до 2017 года. Предложение было мотивировано необходимостью сохранить стабильность на рынке, обеспечить достаточный ассортимент продукции надлежащего качества, а также обеспечить прозрачность оборота этой продукции в условиях сохранения ряда изъятий и ограничений в ЕАЭС.
Минторг Беларуси своим постановлением № 47 от 31 декабря 2014 года установил перечень разрешенных к свободному ввозу в 2015 году элитных алкогольных напитков (перечень наименований элитных коньяков составляет 52 наименования, виски — 98, рома — 31, шампанского — 22, джина — 4 наименования). Исключительное право государства также не распространяется на импорт виноградных вин, минимальная цена производителя на которые составляет не менее 10 евро за бутылку емкостью 0,75 литра.
Отметим, что право на импорт алкогольной продукции из перечня, утвержденного постановлением Минторга от 7 июня 2011 года № 25, получают компании, размер уставного фонда которых составляет не менее 250 тысяч евро. Импортер должен иметь лицензию на оборот алкогольной продукции и получить в Минторге лицензию на импорт алкогольной продукции. Для получения лицензии претенденту необходимо представить контракт с производителем и спецификацию ввозимой продукции. Правительство Беларуси постановлением от 6 июня 2011 года № 713 уполномочило Минторг ежегодно определять перечень алкогольных напитков, на импорт которых не распространяется исключительное право государства.
Между тем, свое председательство в ЕАЭС в этом году белорусская сторона попытается использовать для того, чтобы поскорее убрать существующие изъятия в торговле с Россией. Она уже предложила наднациональному органу — Евразийской экономической комиссии — в срочном порядке возобновить активную работу над списком изъятий и ограничений (приоритет — устранение изъятий в движении товаров) и доложить об этом на очередном заседании межправсовета.
На первом заседании Межправительственного совета ЕАЭС 6 февраля белорусский премьер Андрей Кобяков потребовал от ЕЭК также до конца февраля предоставить анализ причин, которые привели к введению Россией односторонних запретов и ограничений в отношении белорусской продукции.