Нацбанк с 1 февраля 2015 г. отменил ранее введенные ограничения на кредитование экономики. Каковы возможные последствия данного шага?

Александр Муха. В декабре 2014 г. центральный банк на фоне вспыхнувшего валютного ажиотажа ввел запрет на увеличение кредитного портфеля банков в белорусских рублях до 1 февраля 2015 г. (новые рублевые кредиты могли выдаваться только в пределах погашаемых сумм). Кроме того, был введен запрет на изменение валюты денежных обязательств заемщиков по кредитным договорам до 1 февраля 2015 г.

С 1 февраля текущего года перечисленные прямые ограничения на кредитование экономики сняты. Соответственно, банки сейчас могут выдавать кредиты, исходя из складывающейся рыночной конъюнктуры.

Однако в текущей ситуации банки вряд ли смогут серьезно увеличить кредитный портфель в белорусских рублях и иностранной валюте. К слову, по расчетам BusinessForecast.by, задолженность клиентов банков по валютным кредитам и иным активным операциям в иностранной валюте в 2014 г. увеличилась на 0,3% до 14,488 млрд. USD на 1 января 2015 г. Рублевая задолженность клиентов банков возросла в большей степени — на 19,5% до рекордных 155,953 трлн. BYR.

Как следствие, доля валютных кредитов в структуре кредитного портфеля банков с учетом состоявшейся девальвации повысилась с 51,3% на 1 января 2014 г. до 52,5% на 1 января 2015 г., в то время как удельный вес рублевых кредитов, напротив, снизился с 48,7% до 47,5%.

Однако с учетом привлеченных средств нерезидентов валютная задолженность белорусских предприятий выглядит еще выше. Достаточно сказать, что внешняя задолженность белорусских субъектов хозяйствования перед нерезидентами (15,933 млрд. USD на 1 октября 2014 г.) превышает задолженность по валютным кредитам банков.

На этом фоне в текущем году ожидается снижение темпов роста валютного и рублевого кредитования национальной экономики со стороны банковской системы, что позволит среди прочего выполнить отдельные параметры согласованной с Антикризисным фондом ЕврАзЭС программы и привлечь заключительный транш кредита в размере 440 млн. USD.

В целом процентные ставки по новым рублевым кредитам сейчас носят запретительный характер и являются неподъемными для населения и предприятий. Так, ставки по потребительским кредитам для физических лиц с учетом сборов и комиссий превышают 100% годовых.

В сложившейся ситуации в банковском секторе отмечается дефицит краткосрочной рублевой ликвидности. Так, по состоянию на утро 2 февраля 2015 г., остаток по операциям Нацбанка по поддержанию краткосрочной рублевой ликвидности банков составил 10,808 трлн. BYR, в том числе по ломбардным кредитам по фиксированной ставке — 5,810 трлн. BYR, по двусторонним сделкам СВОП — 4,678 трлн. BYR и беззалоговым кредитам — 320 млрд. BYR. Средства в рамках ломбардных кредитов по фиксированной ставке и двусторонних сделок СВОП предоставлены банкам под 40% годовых, в рамках беззалогового кредитования — под 43% годовых.

В конечном счете, в текущем году банки будут больше внимания уделять сбалансированности активных и пассивных операций и улучшению показателей ликвидности, для чего опять-таки потребуется ограничение кредитования физических и юридических лиц.

К сожалению, на фоне состоявшейся резкой девальвации белорусского рубля увеличится долговая нагрузка, связанная с погашением и обслуживанием совокупного внешнего долга и внутренних обязательств в иностранной валюте. Как следствие, в 2015 г. с учетом ожидаемого замедления белорусской экономики может произойти увеличение доли проблемных активов в банковском секторе. В результате банкам потребуются средства на создание дополнительных спецрезервов по возможным потерям по ссудам, что негативно скажется на показателях прибыли и рентабельности белорусских банков.