На фоне растущих, словно «снежный ком», экономических проблем, наша власть бросилась с утроенной силой закручивать гайки. Хотя они и так уже были закручены почти до упора. Так, продолжилась национализация собственности — последний тому пример «Керамин». Лукашенко поставил перед чиновниками задачу к середине будущего года увеличить собственность государства в ОАО «Керамин» до 80%. Сегодня — 62%. Мало. По словам Лукашенко, в свое время в этом акционерном обществе была «попытка прикарманить предприятие отдельными начальниками». Причем избавление от частника объявлено стратегической задачей. «Мы уже наелись частников. Как только какой-то обвал — значит, жулик, частник недоработал. Частное тогда хорошо, когда он своим потом и кровью это построит и создаст. А когда прихватил — никакого толка не будет», — передает слова Лукашенко АФН.

В общем, «вшивых блох» решили-таки уничтожить как класс, причем в последнее время такое намерение даже перестали скрывать. Вот, к примеру, фраза из газеты «Рэспублiка»: «Нет аппетита — не кушайте, дорогие индивидуальные предприниматели. И не пугайте опустошением бюджета. Не заметит казна вашей „безработицы“. „Да не переживайте так за трудовой белорусский народ: оденут его универмаги, специализированные магазины, брендовые бутики“, — пишет газета Совмина. В общем, обойдется власть и без „вшивых блох“, скорбеть от того, что несколько сотен тысяч человек останутся без средств к существованию, она не будет. Хотя, скорее всего, предприниматели, люди активные, сами себя так или иначе прокормят. Но за пределами нашей страны или в теневом бизнесе. Так что удар все же может быть нанесен нашей непогрешимой экономике.

В области же налогообложения ситуацию довольно точно отражает фраза из сборника анекдотов: «Деньги, оставшиеся у налогоплательщика после уплаты всех налогов, считаются скрытыми от налогообложения и подлежат конфискации». Почти точно про нашу действительность. А список новых поборов и налогов растет с каждым днем — видимо для того, чтобы воплотить этот анекдот в жизнь.

В общем, очередной этап закручивания гаек в разгаре. Кстати, прошлый подобный приступ случился у властей как раз перед обвалом 2011 года. И, скорее всего, это обвал только ускорило (см. «Закручивание гаек» и экономика, 29 апреля 2011).

Таким образом, выход из критической ситуации наша власть традиционно видит в дальнейшем закручивании и так затянутых до предела «гаек». Но, если верить науке и историческому опыту, это должно привести к углублению кризиса, а не к выходу из него. Впрочем, агонию это может и продлить, а наша власть сейчас готова пожертвовать всем, даже страной, не то что людьми, ради нескольких лишних мгновений «руководства». Но, в общем и целом, результат должен получиться прямо противоположным тому, на который рассчитывают власти. Например, Луи XVI и Карл I английский попытались решить экономические проблемы путем увеличения налоговой нагрузки сверх всякой меры, и в конечном итоге оба лишились голов. А большевики успели ввести НЭП вместо «военного коммунизма», и тем спаслись. А к чему привел собственно «военный коммунизм», известно — к голоду и разрухе. Хотя лозунги, как и у нашей власти сейчас, были якобы благие: «грабь награбленное», заставить работать «тунеядцев» и т. п. Налог с последних, правда, не брали, а отправляли на принудительные работы. Опять же — национализация. Но чем сильнее «закручивали гайки», тем хуже обстояли дела в экономике. Выход нашелся как раз в движении в противоположную сторону. И это общее правило: чтобы оживить хозяйственную деятельность, «гайки» надо откручивать, а не закручивать.

Для привлечения капитала нужно создавать благоприятные условия, как минимум, не менее благоприятные, чем в других местах. Лозунгом «приходите, мы вас ограбим» вряд ли можно кого привлечь. Но мы действуем именно так. Хотя отдельные позитивные случаи все же есть, на удивление. И это сбивает нашу власть с толку. Она уверена, что поскольку хоть кто-то сюда идет, значит у нас тут «медом намазано», и скоро деньги понесут нам мешками — только успевай отнимать и грабить.

Для привлечения кадров тоже нужно создавать благоприятные условия, иначе убегут даже те, которые имеются. Особенно это касается квалифицированных специалистов, которых, оказывается, не хватает везде, несмотря на высокую безработицу в отдельных регионах. Как верно заметил недавно Ярослав Романчук: «История учит, что в условиях открытой конкуренции стран граждане бегут из феодализма в более гостеприимные и безопасные юрисдикции». А у нас как раз что-то вроде феодализма. Вот люди и бегут «в более гостеприимные и безопасные юрисдикции».

А бегство от непомерных налогов — это вообще хрестоматийный пример. От них стараются сбежать и первые, и вторые, то есть капиталы и люди. Так что, если у властей некого государства есть желание привлечь тех и других, либерализация налоговой системы — это едва ли не самый верный путь. Впрочем, не только налогов это касается. Вон, к примеру, Сингапур достиг своих успехов благодаря тому, что создал наилучшие в мире условия для ведения бизнеса. А больше там и не было ничего, даже пресную воду поначалу приходилось импортировать. Однако прекрасные условия для бизнеса оказались более важным условием, чем даже наличие нефти или калийных шахт. Но наша власть, судя по ее действиям, ставит целью избавление страны от денег и квалифицированных специалистов. А в итоге — и от экономики. Или не так?