Калийный «блицкриг», похоже, переходит в стадию позиционной войны. Фронт стабилизируется, противники «засели в окопах» и совершают лишь мелкие «вылазки». Можно подвести предварительные итоги. На первый взгляд белорусская сторона выигрывает с большим преимуществом. Баумгертнера мы так и не выпустили, при этом российское руководство на открытый конфликт так и не пошло. Продолжало обниматься с нашим в рамках «тусовок» и учений ОДКБ, ТС и ЕЭП. И санкций никаких российское руководство формально не ввело, хотя и грозилось в первые дни после ареста российского топ-менеджера. Плюс громкиеPR-выступления нашего лидера по этому вопросу, которые даже рейтинг ему слегка подняли, причем сразу в обоих странах. В общем, победа.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. В этой войне побеждают, как ни странно, обе стороны. Дело в том, что каждая сторона стремилась получить не то, что соперник, поэтому так и получилось, что каждый получил желаемое. Каждый получил свою маленькую победу. Беларусь — медийную, Россия — экономическую. Правда, общей победы пока не добился никто. Белорусский лидер получил свою призовое место, поскольку еще раз подтвердил свою «ненагибаемость» даже в отношении «старшего брата», а российский — потому, что показал свою гибкость и готовность к компромиссам даже по отношению к таким партнерам, как белорусский президент. Так что, если в Беларуси вдруг случится очередной обвал, то Москва формально тут не причем — она продолжала политику «мира и дружбы».
В то же время российское руководство дало понять, что капитулировать пока не собирается. Глава администрации президента РФ Сергей Иванов предвидит благополучное для России разрешение ситуации вокруг «Уралкалия». В интервью ряду российских СМИ С. Иванов ответил на вопрос о том, что будет с Таможенным союзом «на фоне истории с „Уралкалием“». «Ничего. Беларусь как была, так и останется в Таможенном союзе. Что касается истории, как вы сказали, думаю, она разрешится весьма благополучно для российской стороны. Шантаж с Россией не работает», — заявил С. Иванов в интервью изданиям «Российская газета», «Комсомольская правда», «РБК-Дейли» и «Газета.ру».
Россия может пойти на согласование Беларуси нефтяного баланса сразу на весь 2014 год, вместо того, чтобы делать это поквартально, если будут решены проблемы в отношениях двух стран, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. «Я надеюсь, что мы на год в целом баланс утвердим. Чтобы сделать это, к взаимному удовольствию, надо, чтобы <…> окончательно решились общие проблемы», — сказал вице-премьер.
Таким образом, Россия свою позицию обозначила. Платить выкуп за заложника они пока не намерены. Иными словами, белорусские власти сначала должны выпустить Баумгертнера, а потом уже, с чистого листа, начинать переговоры по нефти, калию, кредитам и всему прочему перечню. Сделать вид, что ничего не было и начать такие переговоры россияне готовы, но после выполнения Минском этого предварительного условия. Причем время работает не на нас.
За январь–август 2013 года, согласно Белстату, сальдо внешней торговли товарами составило минус 2 млрд. 838,1 USD млн. За январь–июль этот показатель составлял минус 2 млрд. 186,5 USD млн. Таким образом, за один месяц отрицательное сальдо выросло на 651,6 USD млн. В январе–августе 2012 года сальдо внешней торговлей товарами было положительным и составляло 1 млрд. 804,2 USD млн. То есть, несмотря на то, что никаких формальных санкций россияне не вводили, наш экспорт резко провалился в августе и надо полагать и в сентябре, хотя по последнему данных на момент написания материала еще не было. Примерно по двадцать миллионов долларов в сутки теряет наша страна, и пока Баумгертнер гостит у нас, переговоры по нефти, кредитам, калию и «отравленной» белорусской колбасе с мертвой точки вряд ли сдвинутся. Дорогой «гость» получается. Конечно, не все потери из-за того, что «гостя» мы никак не отпустим, но многие. Так что, сейчас самая проигрышная для нас тактика — это тактика затягивания конфликта. Но именно ее мы и выбрали, а россияне нам подыграли. Россия не атакует, но и не капитулирует. Мы же несем потери, ежедневно и ежечасно, пока продолжается конфликт: мы несем потери в экономике, хотя и набираем какие-то очки в пиаре.
Да и, собственно, «Уралкалий» не ждет у моря погоды, а решает свои проблемы в рамках избранной стратегии. Наращивает производство и продажи. Выпуск товарного хлористого калия на производственных площадках «Уралкалия» в июле–сентябре 2013 года составил 2,7 млн. тонн, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2012 года, говорится в сообщении компании. С начала августа производственные мощности компании работают в полную силу. Компания ставит задачу восстановить и увеличить свою долю на мировом рынке, которая в первом полугодии сократилась.
А альянс «Уралкалия» и «Беларуськалия», даже если и возобновится, то при новых условиях. Один из новых владельцев «Уралкалия», Китай в лице госкорпорации, заинтересован в получении максимальных объемов при невысоких ценах. Это в русле новой стратегии «Уралкалия» — «объемы превыше всего». Это не соответствует устремлениям фактического собственника «Беларуськалия». Однако, чтобы изменить стратегию альянса придется договариваться уже и с китайцами.
Да и начинать переговоры «Беларуськалию» придется с других позиций. Это «Уралкалий» наращивает производство, но отнюдь не «Беларуськалий». «Беларуськалий» ожидает снижения объема производства калийных удобрений в 2013 году до 6,5 млн тонн. Как сообщает источник агентства «Бизнес-новости», сейчас «Беларуськалий» находится в сложном финансовом положении: из-за конфликта с российским «Уралкалием» беларусские удобрения потеряли в цене, ранее заключенные контракты разорваны. Так что к началу новых переговоров по альянсу это будут игроки с разными «весовыми категориями». И я не уверен, что более сильный к тому моменту игрок решит просто так поддаться слабому.
Такой вот на данный момент расклад «калийных побед» на сегодняшний день. Будем следить, что произойдет дальше.