В конце июнямедийную вертикаль усилили Игорем Бузовским, назначив его вторым заместителем министра информации. Это решение вписывается в предыдущую логику построению медийной вертикали — усиления ее новыми должностями, но в то же время старыми кадрами из идеологической сферы. Однако приход Бузовского потенциально несет в себе новации: он один из немногих чиновников, кто смог наладить работу курируемых им госорганов в социальных сетях и мессенджерах.
Знакомые все лица
Назначение в руководство медийной вертикали Игоря Бузовского демонстрирует как его личный карьерный подъем, возвращение на республиканский уровень госуправления, так и типичную проблему недемократических систем — короткую скамейку запасных. Лидеров для новых властных структур приходится искать среди проверенных кадров, и в итоге руководство медийной вертикали в основном представлено людьми, с которыми Александр Лукашенко хорошо знаком лично.
Бузовский два года был заместителем главы президентской администрации, неофициальным «главным идеологом», а до этого отработал пять лет в главном идеологическом управлении той же администрации. Между этими должностями были четыре года руководства БРСМ — тоже вполне себе идеологическая работа. Таким образом, продвижение Бузовского вписывается в тренд усиления медийной вертикали идеологами: даже если идеологическая вертикаль и не выполняет сегодня в полной мере задач, ради которых когда-то создавалась, то это не повод терять проверенных людей, да и лучше старых структур пока ничего еще не создано.
Кстати, как и в случае с новым «главным идеологом» Владимиром Жевняком, Игорь Бузовский имеет некоторый армейский бэкграунд — он окончил Минское военное командное училище. Это, конечно, не военная карьера, но, как мы знаем, Александр Лукашенко ценит и отдельный опыт связи с армией: как президент говорил Жевняку, «вы человек, можно сказать, военный. Бывших военных не бывает. Это тоже хорошо».
Новые медиа в отдельно взятом районе
Между Жевняком и Бузовским главных идеологов в Беларуси не было — по словам Лукашенко, «это самая сложная должность, самая тяжелая работа. Мы пытались от нее отказаться». Для Бузовского это на практике означало, что в декабре 2016 года он лишился поста в президентской администрации. Официально Бузовский был освобожден от должности с формулировкой «в связи с переходом на другую работу», однако новое место у него появилось лишь через четыре месяца: по предложению главы Администрации президента Натальи Кочановой, согласованному с главами города и государства, Бузовский занял кресло руководителя Центрального района Минска. Специфика административно-территориального деления белорусской столицы такова, что Центральный район включает в себя далеко не только центр города, как можно предположить из названия, но и его окраины возле кольцевой — в том числе Дрозды, квартал властной элиты и самого Лукашенко.
Возглавлять один из девяти районов Минска — вроде бы не самое перспективное с точки зрения карьеры место, однако Бузовский был настроен оптимистично («это предложение идет мне сегодня в очень серьезный опыт») и доказал, что и на этой должности можно добиться ощутимых успехов во внедрении новаций в систему госуправления.
Пожалуй, самым главным подходом Бузовского на посту руководителя Центрального района Минска была готовность вовлекать местное сообщество в коммунальные вопросы и не бояться открытого диалога, а главным инструментом стали новые медиа — соцаильные сети и мессенеджеры. Так, при Бузовском у каждого ЖЭСа в районе появился свой паблик чат в Viber, а страница районной администрации открылась во всех популярных соцсетях — Twitter, Facebook, Instagram, ВКонтакте и Одноклассники. Был также запущен современный сайт района и бумажная газета — хоть и выходящая небольшим тиражом, не требующим регистрации (299 экземпляров), но действительно постоянно доступная в торговых центрах и ЖЭСах Центрального района.
Бузовский неоднократно подчеркивал, что замысел всех этих инициатив, особенно социальных сетей — не просто казенное «информирование населения», но получение от жителей обратной связи: «Возможно, у нас будут ошибки. Но мы их не боимся, потому что пробуем. Мы идем на риски, чтобы установить дополнительный контакт с жителями», «мне важен еще и образ присутствия: власть есть, власть хочет разговаривать, она слышит и отвечает». И, кажется, это были не пустые слова: как отмечал блогер и городской активист Антон Мотолько на дискуссии «Либерального клуба», соцсети Центрального района действительно работали, если туда сообщать о проблемах — на них обращали внимание и в целом они решались. В итоге Бузовскому удалось даже сделать скептичного Мотолько своим апологетом: «вел он себя как избранный людьми мэр, а не назначенный сверху чиновник, что редкость у нас. Тот случай, когда практически и не к чему придраться было».
Капремонт на местных выборах
Были у Бузовского и другие новации — не такие хипстерские, но вполне понятные и ценимые начальством. Например, из местных выборов 2018 года в Центральном районе Минска по сути сделали беспроигрышную политическую лотерею. Всем, кто приходил голосовать, раздавали купленные на деньги спонсоров семена цветов бархатцев — благо ст. 47 Избирательного кодекса запрещает раздавать подарки только самим кандидатам и их доверенным лицам, а насчет избирательных комиссий там ничего не сказано. А те, кто предварительно заполнил флаер с призывом голосовать и участвовать в общественной жизни (таких набралось четыре тысячи), участвовали еще и в акции с интригующим названием «18+»: восемнадцать из них были приглашены в Ратушу для личного общения с новоизбранными депутатами.
Использовали местные выборы и для соцопросов (впрочем, неясно, насколько профессионально организованных) — выясняли ожидания от будущих депутатов. Неудивительно, что наиболее волнующим жителей вопросом стала система ЖКХ: а что еще ждать от местных депутатов, не прогресса же в запуске космических спутников «БелКА» или подписания соглашения с Евросоюзом о безвизовом режиме.
Правда, в итоге результатами воспользовались не столько депутаты местных советов, сколько районная администрация: Бузовский принял решение изменить подход к капремонтам жилых домов в районе. Идея заключалась в том, чтобы ход капремонта контролировал в том числе совет, куда входят жильцы — «чтобы подрядчики знали, что есть не только Технадзор и контролирующие органы, но и общественное мнение, которое будет услышано. Это не имеет юридический силы, но это важно для меня».
Масштабировать ручное управление
Необходимость дополнить медийную вертикаль человеком, разбирающимся в новых медиа, явно назрела. К активизации СМИ в социальных сетях призывал первый замглавы президентской администрации Максим Рыженков, и речь явно шла о государственных СМИ — независимые медиа и так давным давно успешно развивают свои страницы в соцсетях, и без мудрых указаний сверху. До сих пор самым громким результатом на этом поприще был YouTube-канал ОНТ со 115 тыс. подписчиков, который гордится, что «первым среди белорусских СМИ набрал 100 миллионов просмотров на YouTube!». Правда, есть правдоподобные обвинения, что подписчики куплены, а просмотры накручены: «большинство новостей не набирает за день и трех-четырех сотен просмотров. А ролики, которые посмотрели более половины миллиона человек, могут не иметь ни одного комментария».
Еще хуже у медийной вертикали складывались отношения с блогерами: на них заводят уголовные дела, вызывают в РУВД и КГБ, задерживают, судят и штрафуют. Это все старые методы прямолинейного силового давления, которые в конечном счете не работают, а только раскручивают блогеров, превращая их в новых лидеров мнений. На этом фоне подход Бузовского смотрится куда эффективнее: он сумел так выстроить отношения с Мотолько, что блогер стал союзником и возглавляемой Бузовским администрации, и самого Бузовского.
Теперь ключевой вопрос — как масштабировать успешный опыт одного района на всю страну. Ведением соцсетей непрофессионалами на волонтерских началах, как это было в Центральном районе, заниматься повсюду успешно не получится. И ручное управление на личном энтузиазме начальника не работает для больших структур, как неоднократно доказано в теории и практике менеджмента. Пока даже Мотолько не верит, что Бузовскому удалось выстроить в районной администрации систему — без личного присутствия инициативного начальника «Центральный район снова, скорее всего, уйдет в спячку (как и остальные районы города)».