9 сентября в Кремле состоялась внеплановая встреча президента России В.Путина и А. Лукашенко. Проведение данного мероприятия инициировала Москва. 30 августа из Кремля позвонили и вызвали «подъехать, чтобы поставить точку» в затянувшемся процессе интеграции. И только ли в процессе интеграции? У белорусского диктатора не оставалось выбора.

В начале переговоров Путин отметил, что они никак не связаны с политическим календарем в преддверии парламентских выборов (17-19 сентября в России пройдут выборы различного уровня, в том числе выборы депутатов Госдумы, поэтому логично, что накануне Путину важно завершить затянувшийся трехлетний этап интеграции и таким образом поддержать на выборах «Единую Россию»). Он не хотел и не мог более ждать, а Лукашенко понимал, что в этот раз не сможет «соскочить».

На пресс-конференции, состоявшейся сразу после первого закрытого формата переговоров, объявили, что согласованы все 28 (из 31?) интеграционных программ Союзного государства, принято решение об отмене всех ковидных ограничений в авиасообщении, а цена на газ останется на уровне 2021 года, до конца 2022 года Беларуси предоставят кредиты в сумме 630 млн долларов…

Незадолго до встречи 9 сентября в нескольких СМИ высказывались мнения, что белорусский диктатор привезет на переговоры для согласования с Москвой проект новой конституции. Скорее всего так и произошло. Лукашенко привез проект, но Путина интересовало совершенно другое, для него ключевым моментом было даже не само согласование программ, а публичное объявление о согласовании и запуске процедуры официального утверждения. «Свадебный генерал» Лукашенко «подъехал по вызову» и его поставили перед фактом, и выдвинули условия, от которых он не смог отказаться. Путину было принципиально важно завершить этап затянувшейся интеграции.

На следующий день 10 сентября в Минске на заседании совета министров «союзного государства» российский и белорусский премьеры М.Мишустин и Р.Головченко одобрили и подписали эти так называемые 28 союзных программ.

Окончательное их принятие произойдет во время заседания Высшего Госсовета Союзного государства, которое может состояться 4 ноября, в День народного единства в России. В Кремле любят символизм. Путин не исключает, что на основе программ может начаться и процесс политической интеграции.

Таким образом, 9 сентября президент России Путин получил от Лукашенко все, что хотел. После 4 ноября необходимость в Лукашенко и вовсе отпадет. Процесс запущен и уже может быть завершен без него. Это значит, что Лукашенко сделал свое дело, Лукашенко «будут уходить».

После 4 ноября Москва запустит процесс по замене токсичного Лукашенко. Поэтому, если диктатор и привозил в Москву проект новой белорусской конституции, то Путина он не интересовал.

С высокой степенью вероятности, 9 сентября Путин и Лукашенко во время второго этапа закрытых переговоров, начавшегося сразу после пресс-конференции, на которой объявлено о согласовании 28 союзных программ, обсуждали не проект новой белорусской конституции, а условия транзита власти. Лукашенко сопротивляется уходу, и консенсус еще не достигнут, как следствие, переговоры в кремлевском кабинете закончились почти в 2 часа ночи, а уже в 10 часов утра в Минске Лукашенко встречался с главой Следственного комитета России А. Бастрыкиным, сказав, что в Беларуси уже начата работа по приспособлению внутреннего законодательства под требования союзных программ.

Поскольку у диктатора нет даже и мыслей об уходе, он сопротивляется как может. Лукашенко будет держаться за власть до посинения. Маловероятно, что он сможет остановить запущенную 9 сентября процедуру утверждения союзных программ, но под предлогом несоответствия проекта новой конституции положениям тех же союзных программ, и, как следствие, необходимости корректировки-доработки-изменений, попробует выторговать для себя какое-то время.

Сообщается, что осенью Путин и Лукашенко еще встретятся в Минске.

ceapp.info