Официальный Минск объявил курс на экономический национализм и мобилизационный стиль руководства экономикой. Хотя пока нет понимания, как это будет выглядеть на практике, но попытка реализовать заявленные установки способна привести к новому раунду беларуско-российских противоречий.
04.06.2020 Александр Лукашенко, во время обсуждения нового состава Правительства Беларуси, которое формируется под предстоящие президентские выборы, заявил о недопустимости утраты национальных полномочий в сфере управления экономикой. Т.к. это необходимое условие сохранения независимости страны. Новому составу Совмина дано поручение ни в коем случае не отдавать внутренний рынок Беларуси иностранным производителям.
11.06.2020 выступая в Палате Представителей, новый Премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что одной из первейших задач является защита внутреннего рынка. И хотя пока не озвучены механизмы такой защиты, наиболее вероятным представляется использование административных методов ограничения импорта.
Стоит задача точечно решать проблемы крупных госпредприятий, наращиваются лимиты кредитования на нерыночных условиях.
Стоит напомнить, что ранее А. Лукашенко заявлял, что смена Правительства необходима для того, чтобы продемонстрировать какой экономический курс будет проводиться в следующую каденцию.
Заявления из Минска фактически дезавуируют утверждения Посла Беларуси в России Владимира Семашко относительно перспектив возобновления переговоров по т. н. дорожным картам экономической интеграции двух стран осенью текущего года.
Публичные заявления официального Минска относительно будущего экономической политики ставит под вопрос перспективы экономической интеграции на постсоветском пространстве. Как в двустороннем формате совместно с Россией, так и в многостороннем в рамках ЕАЭС.
Россия в течение долгого времени стремится конвертировать свое политическое влияние в прибыли для своих производителей на рынках постсоветского пространства. Попытка закрыть беларуский рынок перед ними может повлечь встречные санкции. А действия, ставящие под угрозу любимую путинскую игрушку — ЕАЭС, вообще в Кремле могут принять за объявление политической войны.