Белорусские НПЗ из-за нерешенного ценового спора с традиционными российскими поставщиками нефти в первом квартале вынуждены были работать с 50-процентной загрузкой своих мощностей. В результате заводы смогли переработать всего около 2,9 млн тонн вместо 5,9 млн тонн нефти, как было предусмотрено их бизнес-планами на 2020 год. Такая загрузка позволила нефтяникам лишь в первоочередном порядке обеспечить топливом внутренний рынок и по остаточному принципу — критический экспорт нефтепродуктов.

В результате, как сообщает агентство Прайм-Пресс, по итогам первого квартала Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 62,5% в сравнении с первым кварталом 2019 года до 1,126 млн тонн. При этом валютная выручка снизилась на 63% в сравнении с первым кварталом 2019 года до USD525,2 млн.

Обвал мировых цен на нефть помог вернуть российскую нефть на белорусские НПЗ. При этом беспрецедентное падение мировых цен на нефть создало для Беларуси в апреле максимально привлекательные возможности для импорта российской нефти.

Именно апрель 2020 года был для белорусских НПЗ идеальным месяцем с точки зрения закупки российской нефти. Дело в том, что в это время экспортная пошлина на российскую нефть составляла USD52 за тонну — примерно USD7 за баррель. Так как Беларусь при покупке российской нефти экспортную пошлину не платит, то получилось, что на фоне падения мировых цен на нефть стоимость российского сырья составила в апреле для белорусских НПЗ около USD4 за баррель, или около USD29 за тонну.

Отметим, что эта цена беспрецедентно низкая, если учесть, что еще в январе Беларусь закупала нефть по цене USD361,33 за тонну (примерно USD49 за баррель), а по итогам января-февраля средняя цена импортируемой нефти для Беларуси составила, согласно данным Белстата, USD339 за тонну.

Апрельский оптимизм

Поставки нефти в Беларусь от традиционных российских поставщиков возобновились 6 апреля. По данным концерна «Белнефтехим», в апреле в Беларусь поступило около 2 млн тонн нефти. В том числе 1,56 млн тонн — российские поставки по трубопроводной системе и железнодорожным транспортом, оставшийся объем — танкерные поставки и собственная нефть.

По имеющимся данным, в апреле российская компания «Роснефть» поставила на белорусские НПЗ 470 тыс. тонн нефти, «Лукойл» — 130 тыс. тонн, «Газпромнефть» — 100 тыс. тонн, «Татнефть» — 100 тыс. тонн, компании «Оренбургнефть», «УДС нефть», «Нефтиса» и «Янгпур» — 100 тыс. тонн. Компания «Руснефть» по железной дороге поставила 100 тыс. тонн. Через порт Клайпеда было поставлено 170 тыс. тонн (на «Нафтан» по железной дороге), через порт Одесса — 170 тыс. тонн (на Мозырский НПЗ по трубопроводу «Одесса — Броды»). Также на белорусские НПЗ в апреле было поставлено 140 тыс. тонн белорусской нефти, которую добыла ГПО «Белоруснефть».

Очевидно, что белорусские НПЗ, работавшие в этом году в течение трех месяцев фактически вполсилы, планировали уже с апреля войти в нормальный режим работы и максимально увеличить экспорт нефтепродуктов. В начале апреля председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков по итогам совещания у президента А. Лукашенко также говорил о том, что уже в апреле Беларусь доведет экспорт нефтепродуктов «до полного объема».

Однако несмотря на появившуюся благодаря внешней конъюнктуре возможность нарастить импорт дешевой российской нефти, белорусским нефтяникам вернуть докризисные экспортные поставки нефтепродуктов в ближайшие месяцы не удастся, учитывая падения спроса и цен на ключевых экспортных рынках (в 2019 году Беларусь поставила на экспорт 10,508 млн тонн нефтепродуктов на USD5,189 млрд).

Хотя, следует отметить, что уже в апреле белорусские НПЗ стали активно наращивать поставки топлива в Украину — самый выгодный для экспорта светлых нефтепродуктов рынок. В первом квартале поставки белорусского дизтоплива в Украину ожидаемо упали — на 45% к аналогичному уровню 2019 года до 267 тыс. тонн. В результате, по данным «Консалтинговой группы А-95», доля белорусского дизтоплива в общем объеме импорта дизтоплива на этом рынке сжалась до 19% против 35% в январе–марте 2019 года.

Но уже в первой декаде апреля спецэкспортер нефтепродуктов — Белорусская нефтяная компания (БНК) — увеличила суточные поставки дизельного топлива в Украину на 40% в сравнении с суточными поставками в марте — до 3,62 тыс. тонн, сообщила «А-95». И это при том, что в Украине из-за карантинных мер розничная реализация топлива в конце марта-начале апреля сократилась на 30-40%, оптовые продажи из-за замедления деловой активности также снижались.

Правда, при этом выросли и прямые железнодорожные поставки дизельного топлива из России в Украину — в первой декаде апреля они увеличились на 50% до 3,08 тыс. тонн в сутки по сравнению со среднесуточной поставкой в марте.

Поскольку и для БНК, и для российских нефтяных компаний украинский рынок остается одним из самых привлекательных экспортных рынков, в ближайшее время следует ожидать обострения конкуренции. В конце апреля издание РБК сообщило, что российские нефтяные компании вынуждены продавать бензин на бирже себе в убыток. Розничная реализация бензина в России из-за мер самоизоляции упала 40-50%, по оценкам Минэнерго РФ.

На днях в «Консалтинговой группе А-95» сообщили, что Украина впервые после 2016 года возобновила импорт бензина из России. Также с конца апреля российская «Татнефть» начала поставки дизтоплива в Украину. В мае круг российских производителей, осуществляющих поставки ДТ в Украину, увеличился до 6компаний. Помимо традиционных основных поставщиков — «Роснефти» и «Лукойла» — в начале мая поставки осуществляли компании «Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ), «Газпром нефтехим Салават» и «Газпром нефть».

Отметим, что в начале мая мировые цены на нефть, а следом за ними и топливные котировки, начали стремительный рост на ожиданиях восстановления спроса после мер по снятию карантинных ограничений. В частности, 5 мая цена нефти Brent впервые со середины апреля превысила отметку в USD30 за баррель.

Минск оптимизировал импорт нефти до экономически целесообразного

В мае белорусские НПЗ с точки зрения импорта нефти оказались в уникальной ситуации. Дело в том, что в мае цена поставок российской нефти для Беларуси впервые фактически сравнялась с европейской ценой. Причина — в снижении экспортной пошлины на нефть: с 1 мая 2020 года пошлина российскую нефть снизилась на USD45,2 за тонну по сравнению с апрелем 2020 года, или в 7,6 раза — до USD6,8. Такое снижение объясняется резким падением цен на нефть сорта Urals. По данным Минфина РФ, средняя цена российской экспортной нефти сорта Urals за период мониторинга с 15 марта по 14 апреля 2020 года составила USD19 за баррель, или USD138,7 за тонну. Между тем, за предыдущий период мониторинга, средняя цена на нефть Urals составила USD47,27 за баррель, или USD345,1 за тонну.

То есть с мая экспортная пошлина на российскую нефть практически обнулилась. В результате разница между стоимостью российской нефти для Беларуси и ценой для внешних покупателей стала минимальной: фактически она отличается на размер экспортной пошлины — на USD6,8.

В сложившейся ситуации концерн «Белнефтехим» тщательно просчитывал необходимый объем импорта нефти, в том числе и российской. По итогам анализа было принято решение закупить в РФ всего 1,13 млн тонн нефти, хотя сами российские компании готовы были поставить все 2 млн тонн, чего еще недавно добивался официальный Минск.

Новая труба — инструмент для диверсификации поставок

Таким образом, обвальное падение цен на нефть привело к ускоренному завершению налогового маневра в нефтяной отрасли, споры вокруг которого Минск и Москва до сих пор не завершили. Под давлением внешних обстоятельств оказалось, что Беларусь уже в мае 2020 года оказалась в ситуации 2024 года, когда РФ планировала завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли и обнулить пошлины на нефть.

Можно сказать, что эта ситуация продемонстрировала, какой же объем нефти в действительно нужен белорусским НПЗ, по крайней мере, сейчас: не 2 млн. тонн, на что заточены мощности отечественных НПЗ, а немногим более 1 млн. тонн.

Однако очевидно, что сложившиеся в апреле и мае ситуация с ценами на нефть — скорее, исключение, чем правило. По мене выхода из карантина из-за пандемии мировые котировки на нефть будут восстанавливаться, а значит, для Беларуси российская нефть до завершения налогового маневра будет стоить дешевле, чем для внешних покупателей. Правда, из-за конкуренции глобальных игроков за долю на мировом рынке нефти эта разница существенно сократилась.

Поэтому решение, принятое недавно белорусскими властями о строительстве в стране нового магистрального нефтепровода «Гомель-Горки», который соединит две ветки «Дружбы» и два НПЗ, абсолютно логично.

Проект, стоимость которого предварительно оценивается в USD100-120 млн, должен быть реализован в срок, когда завершится налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ и Беларуси придется покупать нефть по мировым ценам. То есть, станет неважно, где покупать нефть.

В перспективе новая труба позволит существенно улучшить логистику импорта альтернативной нефти, поскольку появится возможность гибко «управлять» нефтью, импортируемой из украинских и балтийских портов. Также новый нефтепровод также может быть использован при реверсной работе южной ветки «Дружбы» и прокачке нефти из польского Гданьска не только на Мозырский НПЗ, но и на «Нафтан».

Похоже, Минск, которому в начале года пришлось спешно искать нефтяную альтернативу, уже осознал цену привязки к монопольному поставщику.