После того, как страны блока ОПЕК и Россия не смогли договоритьсяо новой стадии снижения нефтедобычи, цена нефти марки Brent в понедельник, 9 марта, упалаболее чем на 25% по сравнению с пятницей, до USD34 за баррель. Вслед за этим рухнули ключевые глобальные фондовые индексы: американский S& P500 — на 7,6%, европейский Stoxx 600 — на 7%.
Союза ОПЕК и России больше нет
После отказа России участвовать в дальнейшем сокращении блоком ОПЕК объемов нефтедобычи, прекратило свое существование и предыдущее соглашение блока по ограничению производства. Сразу после этого Саудовская Аравия резко сократила цены на апрельские поставки нефти и пообещала быстро наращивать объемы продаж. Такое развитие событий застало рынки врасплох.
Однако нельзя сказать того же о ведущих нефтяных экспортерах. Россия и Саудовская Аравия оставили попытки удерживать баланс нефтяного рынка и встали на борьбу за свои доли рынка. Искусственные ограничения на производство в 2016–2019 годах привели к тому, что объемы добычи ОПЕК и России снизились, в то время как остальные производители наращивали объемы, в том числе и производители сланцевой нефти в США.
Низкие цены могут остаться надолго
Разрыв соглашения ОПЕК+Росссия приведет к огромному профициту на мировом рынке нефти в ближайшие три-шесть месяцев. Ведущие экспортеры теперь беспрепятственно будут наращивать объемы поставок нефти на рынок. Такой рост предложения будет происходить на фоне резкого снижения спроса на нефть из-за распространения коронавируса и дальнейшего увеличения продаж нефти странами, которые не входят в ОПЕК.
В результате, цены на нефть марки Brent могут остаться в диапазоне USD30-40 за баррель большую часть этого года по сравнению со средней ценой в USD64 в 2019-м. Более того, не исключено, что в определенные периоды цены будут опускаться ниже отметки 30.
Смену политики ведущих нефтяных экспортеров почувствуют на себе и цены на природный газ. Скорее всего, Россия будет наращивать поставки газа в Европу и проводить агрессивную ценовую политику, чтобы вытеснить с рынка продавцов сжиженного природного газа. В результате, цены на газ ниже USD100 за тысячу кубометров в течение следующей пары кварталов уже не выглядят такой фантастикой.
Последствия падения цен на нефть для мира и Украины
Влияние падения цен на нефть на глобальную экономику будет скорее отрицательным. 2014–2015 года показали, что домохозяйства развитых стран уже не так активно увеличивают потребление в ответ на снижение цен на энергоносители, как это было в предыдущие периоды. Сейчас же в условиях распространяющейся паники из-за коронавируса, еще ниже вероятность того, что потребители будут тратить больше.
В то же время, экономики с развитым нефтегазодобывающим сектором почувствуют удар от сокращения доходов. И это уже не только Россия и Саудовская Аравия, а и такие крупные рыночные экономики как США и Канада. Наконец, снижение доходов энергетических компаний может вызвать кризис неплатежеспособности в секторе, что ведет к еще большему ухудшению глобальных настроений инвесторов после стресса от эпидемии коронавируса.
Украина на 80% зависит от импорта нефти и нефтепродуктов, а также на треть от импорта природного газа, поэтому снижение цен на энергоносители должно дать положительный эффект для торгового баланса. Хотя при этом сокращение внешнеторгового дефицита мы можем и не увидеть. Замедление глобальной экономики и снижение доходов стран — нефтяных экспортеров может ослабить спрос на украинскую железную руду и сталь.
Также снижение цен на нефтепродукты будет компенсироваться ростом спроса украинских домохозяйств как на них, так и на другие импортные товары, что еще больше снизит положительный эффект.
Падение цен на нефть приведет к снижению цен на нефтепродукты и внутри Украины. Правда, снижение цен на бензин, дизельное топливо и СУГ будет менее значительным, чем падение мировых цен на сырую нефть. Ведь стоимость импортных нефтепродуктов занимает около 50-60% в структуре их цен на украинском рынке, остальная часть — это акцизные сборы, которые взимаются в евро, НДС и наценка оптовых и розничных посредников, более зависимых от валютного курса.
Поэтому если гривна будет ослабевать, эффект на внутренние цены нефтепродуктов будет еще меньше. Валютный курс же может испытать нарастающее давление от ухудшающихся настроений и бегства от рисков на внешних финансовых рынках.
Источник: ЛIГА.Бизнес