Недавнюю встречу главы государства с профсоюзными лидерами можно рассматривать не только как предвыборную агитацию, но и как проявление озабоченности ситуацией в госсекторе.

Понятно, что накануне президентских выборов власть нуждается в поддержке работников, занятых на государственных предприятиях. Госсектор все еще доминирует в нашей стране, и за голоса работающих там граждан приходится бороться в первую очередь. В этом контексте власть стремится продемонстрировать свою заботу о работниках госпредприятий. Профсоюзным лидерам напоминают, что для госсектора созданы особые льготные условия функционирования, и за такую поддержку его работники должны быть благодарны власти. А если зарплаты снижаются, а цены на продукты в стране растут, то в этом виноваты частники, занимающиеся торговлей. Перевод стрелок, поиск виновного — обычный прием в предвыборной агитации власти.

Однако озабоченные лица участников встречи — президента и лидеров профсоюзов — свидетельствуют о более сложном характере взаимоотношений между ними. Дело не только в лояльности профсоюзов высшей власти накануне выборов — в обмен на сокращающуюся господдержку — но и в проблемах госсектора, накопившихся там за последнее время.

Снижение финансовой поддержки госпредприятий обостряет конкуренцию за ресурсы — между предприятиями, между отраслями, между регионами. Невидимое чиновничье согласование интересов по распределению государственных ресурсов становится чрезмерно конфликтным. Одни обиженные обращаются в контролирующие органы — и вал коррупционных дел растет. Другие обиженные прибегают к несанкционированным чрезмерным хищениям: словно перед последним днем Помпеи, госактивы теневым образом приватизируются. Третьи обиженные могут прибегнуть к более радикальным действиям.

Обвал госсектора в перестроечные годы показал, что структурные звенья административной экономики — предприятия, отрасли, регионы, — неудовлетворенные политикой верхов, стремятся обрести самостоятельность. В числе с помощью таких стихийных форм «самовыражения», как бунты, стачки, забастовки и национальные движения, которые приводят к чрезвычайно острым социальным процессам, вплоть до распада государства и криминализации экономики в некоторых регионах.

Сегодня неконтролируемые, стихийные процессы трансформации государственной экономики могут быть минимизированы. Требуется сокращение госсектора и такая приватизация, которая балансирует интересы различных субъектов с помощью современного финансового инструментария. Приватизация номенклатурная, за счет росчерка пера, и приватизации криминальная, за счет соответствующих «разборок» — пусть останутся в прошлом.

Наверняка участники встречи — глава государства и лидеры профсоюзов, чьи озабоченные лица запечатлены на снимке, — понимают неустойчивость положения госсектора, масштабы угроз для белорусской экономики и осознают важность продуманной государственной политики в данной сфере. При таком подходе сокращенному госсектору была бы обеспечена необходимая финансовая поддержка, занятым в госсекторе — растущие зарплаты, приватизируемым предприятиям — ответственные собственники. В стране был бы снижен риск стихийных неконтролируемых социальных процессов.