Наш правитель продолжает темнить, ловчить и изворачиваться по вопросу «углубленной интеграции». Причем как по отношению к собственным гражданам, так и по отношению к партнерам по интеграции. Что и понятно: чёткий отказ от интеграции однозначно означает потерю всех «пряников», которые эта «интеграция», пока мифическая, до сих пор приносила. Согласие же означает потерю абсолютной власти для себя и для своей семьи. Оба вариант плохи, но других уже, похоже, нет. Выбор будет таки сделан — и если не нашим правителем, то его партнерами по «интеграции» или народом.
Дмитрий Дризе по этому поводу выразился достаточно ясно: «Ему тяжело. Старая формула, „я — ваш единственный союзник“, больше не работает. Лукашенко проиграл стратегически. Все на свете когда-нибудь кончается, гласит народная мудрость. Нельзя бесконечно выезжать на одной и той же формуле. Ну, выиграет год. Но ведь все равно рано или поздно придется принимать серьезное и рискованное решение — сказать союзнику „да“ или „нет“. И в том, и в другом случае он рискует потерять власть. Без субсидий экономику ждет крах. Но теоретически можно начать рыночные реформы и объяснить это народу. А что касается союза, у него ведь может быть только один президент».
Проблема стоит остро, но чем реально «хорош» наш президент, так это тем, что абсолютно не верит в законы природы и социума. Типа я высший закон и других быть не может. Но, как я уже неоднократно отмечал прежде, выбор нам придется делать неизбежно, хотим мы этого или не хотим.
Наш глава государства, конечно, «гениальный бездельник». Годами и даже десятилетиями ему удавалось волынить, изворачиваться, забалтывать проблемы, но так ничего де факто и не решать. И это не только интеграции касается. И всё было и хорошо, но беда в том, что проблемы то от этого не исчезают, наоборот только усугубляются. «Проблемы надо решать по мере их поступления», гласит известное правило. А он их откладывает, затягивает, всячески уходит от решения. При этом проблемы мало того что усугубляются, так еще и накапливаются.
Некогда немецкие ученые провели исследование и выяснили, что имитация некой определенной работы требует не меньше, а иногда даже и больше энергии, чем собственно работа. То есть, если бы наш правитель тратил силы на решение проблем, а не на уход от их решения, то проблем у страны было бы гораздо меньше. Так и проблему с интеграцией вполне можно было бы решить еще в середине прошлого десятилетия, если даже не вообще в начале века. Причем с выгодой для себя и страны. Предлагали же определиться и «отделить мух от котлет». Но — увильнули. И что сегодня? Дризе прав: и «да», и «нет» — это практически конец для существующей системы власти. И затянуть решение уже надолго не получится.
Является ли Лукашенко реальной интеграции? Пожалуй, и это воспринимается очень положительно даже его оппонентами. Вопрос, однако, в том, что он является тормозом и для всего остального — для любых преобразований вне зависимости от их пользы или вреда для страны. Налицо желание просто ничего не менять, поскольку любые изменения могут нести угрозу, пусть и потенциальную, для его единоличной власти. Более того, такая] стратегия вообще характерна для пожилых людей с консервативным мышлением.
Чтобы спасти страну, да и себя, власти надо бы что-то и делать реально, но на такой «подвиг» она уже, по всей видимости, не способна. И так — по любому вектору её «многовекторной политики». Россия — лишь часть проблемы. В отношениях с ЕС, например, у нас ситуация лучше? Или с экономическими реформами? С пенсионной реформой? В последнем случае некое движение есть, пенсионный возраст непрерывно повышается. Но это и вся «реформа». И так — везде и во всём. В подобной ситуации уже не важно, удастся ли хоть что-то «стабилизировать» — цены на газ там или еще что-то. Проблемы носят комплексный характер, и отдельные мелкие «победки» уже ничего не решают, ибо надо делать стратегический выбор.
Возвращаясь к «интеграции»: наша власть явно не готовилась ни к ее полноценной реализации, ни к отказу от неё. Похоже, была абсолютно уверена, что нынешняя ситуация будет продолжаться бесконечно. Это невозможно, это противоречит всем законам и природы и социума. Да, решения можно затянуть, можно и надолго, но нельзя отменить факторы, требующие этих решений.