? По сообщению белорусского внешнеполитического ведомства, на днях в Брюсселе состоялись заседание Координационной группы Беларусь-ЕС и экспертная дискуссия «Внешняя политика Беларуси: вызовы и возможности в изменяющейся геополитической эре». Как там были оценены итоги года и перспективы сотрудничества нашей страны с объединенной Европой?
Андрей Федоров. По сложившейся не самой лучшей традиции, упомянутое сообщение было весьма малосодержательным. За исключением извещения о прошедших мероприятиях и перечня обсуждавшихся там вопросов, практически никакой информации в нем обнаружить, увы, не удалось.
Поэтому о мнениях и возможных предложениях европейцев остается только догадываться. Вместе с тем, с учетом того обстоятельства, что позиция белорусской стороны в принципе не подвержена резким изменениям, а основные ее положения неоднократно излагались, можно попытаться сделать некоторые выводы, правда, лишь в самом общем виде.
Судя по риторике на высшем уровне, намерения официального Минска по-прежнему самые благородные. Так, месяц назад на встрече с министрами иностранных дел Швеции и Финляндии Александр Лукашенко в очередной раз заявил о «крайней заинтересованности» Беларуси в выстраивании взаимоуважительных и добрососедских отношений с Европейским союзом.
Главная первоочередная цель заключается в подписании документа о приоритетах партнерства, который должен стать важным структурным элементом в двусторонних отношениях, определяя взаимные интересы во многих областях, в том числе увеличение финансовой помощи. Поэтому можно не сомневаться, что в центре внимания был именно этот аспект.
Вот только, похоже, получить требуемый результат будет чрезвычайно непросто из-за противодействия Литвы, крайне недовольной строительством белорусской АЭС в непосредственной близости от ее столицы. А без этого не удастся выйти на подписание более продвинутого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Казалось бы, в уходящем году удалось добиться долгожданного успеха на другом направлении: в сентябре Александр Лукашенко принял решение о подписании соглашения об упрощении визового режима с Евросоюзом. В результате должны были подешеветь до 35 евро шенгенские визы для белорусов и упроститься процедура их получения.
Однако буквально на днях появились сведения, что соглашение не удастся подписать до момента вступления в силу новых правил ЕС — 2 февраля 2020 года. Как следствие, стоимость визы вырастет до 80 евро.
Полбеды, если причина кроется в неких бюрократических проволочках. Гораздо хуже, если это реакция Брюсселя на условия проведения в Беларуси парламентских выборов, не признанные отвечающими международным стандартам. Ведь хотя в отношениях с Евросоюзом тема прав человека и отошла на второй план, но из повестки дня отнюдь не исключена…
Не лучшим образом складываются дела и в торгово-экономическом сотрудничестве. В январе–сентябре товарооборот со странами ЕС уменьшился на 9,9% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. При этом экспорт уменьшился на 17%, импорт же вырос на 0,7%. В итоге положительное сальдо сократилось с USD2,35 млрд до 1,2 млрд (в годовом исчислении — USD1,6 млрд). Любопытно, что в 2011 году, то есть в разгар противостояния, этот показатель составлял USD7 млрд.
Таким образом, несмотря на то, что Европейский союз и Беларусь наладили достаточно регулярный и широкий диалог, заметно отойдя от ситуации, имевшей место сравнительно недавно, предпосылок к серьезному прорыву в их взаимодействии пока не просматривается.