Национальный банк Беларуси принял решение об отмене ограничения по целевой покупке иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как вы оцениваете валютные риски, связанные с отменой целевой покупки валюты?
Отмена ограничения по целевой покупке иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями утверждена постановлением правления Нацбанка № 538 от 28 декабря 2017 г, которое вступит в силу через три месяца после его официального опубликования (с 10 апреля 2018 г.).
В соответствии с документом при покупке валюты юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут указывать код направления использования покупаемой валюты. Указание данных кодов будет носить исключительно статистический характер и не будет ограничивать использование приобретенной валюты по другим направлениям.
В частности, с 10 апреля текущего года белорусские субъекты хозяйствования смогут приобретать иностранную валюту в том числе для размещения денежных средств в белорусских банках на счета в иностранной валюте (код 10300), для покупки у нерезидентов ценных бумаг (код 10312) и недвижимости за рубежом (код 10313), для размещения денежных средств в иностранных банках (код 10314), для выдачи займов нерезидентам (код 10315) и др.
В данном случае можно предположить, что в текущем году на фоне отмены целевой покупки валюты произойдет определенное увеличение чистого спроса на валюту со стороны белорусских предприятий с вытекающими негативными последствиями в виде ускорения темпов девальвации белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам и увеличения оттока капитала из Беларуси в зарубежные государства.
К слову, по данным Нацбанка, субъекты хозяйствования в 2017 г. купили на чистой основе USD 880 млн, в то время как физические лица, напротив, продали с учетом безналичных операций USD 1,759 млрд, а нерезиденты — USD 313,9 млн.
При этом структура чистого спроса на валюту со стороны населения в 2017 г. сложилась следующим образом: чистая продажа наличной валюты — USD 2,221 млрд и конвертация рублевых депозитов в валютные вклады на чистой основе — минус USD 461,8 млн.
По нашим оценкам, в текущем году существует определенный риск того, что чистое предложение валюты со стороны физических лиц не сможет в полной мере перекрыть чистый спрос на валюту со стороны предприятий, что чревато ухудшением ситуации на внутреннем валютном рынке.
Необходимо отметить, что за последние годы неорганизованные валютные сбережения населения существенно сократились. Так, по расчетам BusinessForecast.by, физические лица в 2015–2017 гг. продали на чистой основе USD 5,632 млрд наличной валюты, которая ранее хранилась, образно говоря, «под матрасом». Так много наличной валюты белорусы никогда не сдавали в обменных пунктах банков.
Вместе с тем, обращает на себя внимание, что отдельно в декабре 2017 г. население продало всего лишь USD 21,4 млн наличной иностранной валюты на чистой основе против USD 93,9 млн в ноябре, USD 178,6 млн в октябре и USD 221,9 млн в сентябре прошлого года.
Причем с учетом безналичных операций население впервые с января 2016 г. выступило в роли чистого покупателя иностранной валюты, купив на чистой основе в декабре 2017 г. USD 41 млн (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Чистый спрос населения на валюту в октябре 2011 г. — декабре 2017 г. (фактические данные и полиномиальный тренд)
Очевидно, что уменьшение чистого предложения иностранной валюты со стороны физических лиц также может внести негативную лепту в динамику обменного курса белорусского рубля в текущем году.
В числе причин снижения чистой продажи валюты можно выделить рост зарплат белорусских работников, уменьшение валютных поступлений от трудовых мигрантов (в том числе по неофициальным каналам), сокращение неорганизованных валютных сбережений населения, наращивание потребительского кредитования.
Так, средняя начисленная зарплата белорусских работников в ноябре 2017 г. составила USD 418,5, что на USD 49,9 (или на 13,5%) больше, чем в ноябре 2016 г. (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика средней зарплаты в экономике и в бюджетной сфере в сентябре 2011 г. — ноябре 2017 г., USD.
Таким образом, дальнейшее наращивание средней зарплаты работников будет способствовать уменьшению чистого предложения валюты со стороны населения, что вкупе с возможным увеличением чистого спроса на валюту со стороны предприятий (в том числе в связи с отменой целевой покупки валюты) может привести к усилению давления на обменный курс белорусского рубля и золотовалютные резервы в сторону снижения.