Министерство финансов Беларуси в официальном сообщении предупредило о рисках вложений в криптовалюты и ICO. Позднее сообщение было удалено с сайта ведомства. Чем могут быть обусловлены такие действия Минфина?
Александр Муха. В данном случае можно предположить, что Министерство финансов Беларуси решило публично высказать свою позицию в отношении криптовалют в рамках обсуждения проекта декрета о цифровизации экономики, в который трансформировался декрет о ПВТ 2.0. Ожидается, что документ будет рассмотрен на совещании у президента во второй декаде декабря.
По мнению Минфина, ценность криптовалют в том смысле, как это понимается в отношении традиционных денег, в настоящее время сомнительна. «Криптовалюты не являются и не могут быть признаны ценными бумагами. На сегодняшнем этапе криптовалюты и инвестиции в них не могут быть признаны надежными и законными. Операции на криптобиржах несут существенные правовые, технологические и рыночные риски. Граждане и субъекты хозяйствования Беларуси должны избегать операций на криптобиржах», — говорилось в сообщении ведомства.
Кроме того, Минфин считает, что ICO (Initial coin offering — первичное размещение монет) по своей природе является нерегулируемым и незаконным способом краудфандинговой деятельности, которая осуществляется посредством криптовалют.
«При запуске ICO-размещения экспертизы и аудита компании, предлагающей токены не производится. Факты свидетельствуют, что подавляющее большинство компаний, привлекших финансирование с помощью ICO, не используют их для заявленных целей. Токены многих проектов не имеют реальной ценности. У ICO отсутствует законодательная база», — отмечалось в сообщении Минфина.
В целом Минфин предостерег белорусов от вложений в ICO, поскольку многие проекты, по мнению ведомства, имеют признаки финансовых пирамид.
Однако такая позиция Минфина, судя по всему, противоречит идеям, которые заложены в основу проекта декрета о цифровизации экономики. В частности, проект документа предусматривает создание в Беларуси криптовалютных бирж, использование смарт контрактов, майнинг криптовалют и др.
К слову, по данным Coinmarketcap.com, рыночная капитализация 1320 криптовалют по состоянию на 3 декабря 2017 г. составляет USD 351,272 млрд, в том числе Bitcoin — USD 197,860 млрд, Ethereum — USD 46,242 млрд, Bitcoin Cash — USD 27,159 млрд, Ripple — USD 10,003 млрд, Dash — USD 6,129 млрд, Litecoin — USD 5,627 млрд, Bitcoin Gold — USD 5,595 млрд.
Общий объем эмиссии биткоинов ограничен, поскольку является суммой членов убывающей геометрической прогрессии, и не превысит 21 млн биткоинов. По состоянию на 3 декабря 2017 г. в обращении находится 16,717 млн биткоинов.
За последний год цена биткоина подорожала сразу в 15,4 раза — с USD 768,92 за 1 BTC по состоянию на 3 декабря 2016 г. до USD 11835,6 за 1 BTC по состоянию на 3 декабря текущего года.
Таким образом, доходность вложений в биткоин за последние 12 месяцев составила 1439% (!) годовых.
На современном этапе биткоин и другие криптовалюты, на наш взгляд, представляют серьезную угрозу национальным валютам, банкам, финансовым рынкам, бюджетам и статистическим системам государств (включая Беларусь). В частности, криптовалюты разрушают монополию центральных банков на денежную эмиссию, способствуют уменьшению налоговой базы государств, негативно сказываются на качестве официальных статистических данных и пр.
В Беларуси в условиях снижения ставок по валютным депозитам, валютным облигациям белорусских банков и валютным гособлигациям есть риск того, что отдельные продвинутые вкладчики предпочтут переложить хотя бы часть своих средств в криптовалюты (включая биткоин). Это может привести к оттоку иностранной валюты из банковского сектора страны.
По данным Национального банка Беларуси, валютные депозиты населения в январе 2016 г. — октябре 2017 г. сократились на USD 852,9 млн (или на 10,4%) до USD 7,360 млрд на 1 ноября текущего года.
Кроме того, может произойти и уменьшение притока валюты в банковских сектор от тех физических лиц, которые предпочтут инвестировать заработанные за рубежом деньги с использованием международных платежных систем и систем электронных денег в криптовалюты (включая биткоин). Например, в данном случае речь идет об IT-специалистах, фрилансерах, криминальных структурах и др.
Таким образом, в текущей ситуации существуют определенные риски для экономики Беларуси. Особенно если резиденты Беларуси значительно увеличат объем анонимных операций в биткоинах и других криптовалютах, как между собой, так и с нерезидентами.
К слову, белорусы среди прочего осуществляют операции с криптовалютами, находя друг друга в социальных сетях (см., например, группу ВКонтакте «Bitcoin в Беларуси»).
С другой стороны, введение определенных запретительных мер, на наш взгляд, может, напротив, привести к увеличению интереса к криптовалютам.
По нашему мнению, в случае создания белорусской биржи для торговли биткоинами и другими криптовалютами (включая ICO) целесообразно предусмотреть обязательную идентификацию пользователей биржевой системы. Поскольку в противном случае может существенно увеличиться нагрузка на белорусские правоохранительные органы, судебную систему, регуляторов финансового рынка (Нацбанк и Минфин).
В то же время, легализация биткоина и других криптовалют в качестве законного средства платежа на территории Беларуси, на наш взгляд, в текущей ситуации выглядит нецелесообразной, поскольку это может подорвать доверие к национальной валюте.