В последнее время в стране все большее внимания уделяется теме приватизации. В интернете по этому поводу все чаще высказываются такие эксперты, как Александр Чубрик, Георгий Гриц, Ярослав Романчук и другие. Некоторые сигналы посылаются также и властями — в виде Инвестиционного фонда в Минске, обещания принятия комплекса документов о раскрепощении деловой инициативы, расширения полномочий Совета по развитию предпринимательства и изменению его персонального состава. Особую настойчивость в продвижении идеи масштабной приватизации государственных активов и скорейшей легализации других активов, находящихся в распоряжении отдельных лиц, проявляют либертариански настроенные эксперты.
Проблема собственности — действительно чрезвычайно актуальная для Беларуси, экономика которой пока не трансформировалась в рыночную — если иметь в виду превалирующий госсектор, функционирующий по принципам постсоветского административного рынка, и отношений собственности в этом секторе, которые никак нельзя отнести к легализованным частным отношениям.
Из истории известно, что даже в самых жестких условиях контроля при социализме госсобственность в реальности таковой никогда не было. В действительности распорядителями госактивов как вчера, так и сегодня являются руководители отраслевых, региональных и силовых иерархий, распределяющие ресурсы и вступающие друг с другом в административные торги. Но, в отличие от частных собственников, заинтересованных в инновациях и в высокой норме накопления, номенклатура мотивирована в инновациях другого рода — как получить большую долю ресурсов и какие придумать для этого угрозы для вышестоящего уровня, а также как «увести» ресурсы, создавая непрозрачные схемы перераспределения и, таким образом, снижая норму накопления. Полулегальные и криминальные компоненты свойственны как для номенклатуры, распоряжающейся госсобственностью, так и для так называемых простых граждан, занятых в качестве наемных работников. Ни для кого не секрет, что воровство на рабочих местах — чрезвычайно распространенное явление на госпредприятиях.
Со времен перестройки эти полулегальные и криминальные компоненты в аспекте распоряжения госсобственностью получили некоторую институализацию. В постперестроечном обществе уже признано наличие распорядителей госактивов, образованных полулегальным и криминальным путем, и распорядителей личных активов, образованных таким же образом. Их трансформация из непризнанного состояния в некий институциональный статус совершается в течение последних 20-30 лет. Постепенно общество соглашается, что данный вариант приносит больше дивидендов и меньше потерь, чем прежняя, запредельно вороватая государственная конструкция. Но, как показали 1990-е и нынешние события в Украине, разгосударствление, если потерян контроль со стороны властей, может угрожать криминализацией общества и распадом страны.
В Беларуси в настоящее время превращение распорядителей различных активов в полноправных собственников — логически неизбежный этап в процессе разгосударствления и приватизации. Однако, проводя данную реформу, важно не допустить неконтролируемых процессов, минимизировать криминальную и теневую компоненту и достичь такой нормы разгосударствления, которую общество в состоянии признать, а внешние силы не в состоянии использовать для дестабилизации.