На встрече с министром обороны Азербайджана Закиром Гасановым Александр Лукашенко заявил, что белорусское сотрудничество с этой страной не нарушает «ни один международный договор, ни одну резолюцию Совета Безопасности и ООН в целом». Какие конкретно международные договоры и резолюции имелись в виду? Действительно ли Беларуси нет необходимости оправдываться за военное сотрудничество с Баку?
Андрей Федоров. Следует признать, что с формальной точки зрения белорусский лидер абсолютно прав: наша страна не нарушает никаких международных соглашений или эмбарго, касающихся поставок вооружений любой из сторон карабахского конфликта, в том числе Азербайджану. Просто потому, что таковых не существует.
Любопытно, что не далее, как месяц назад заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян высказал мнение, что страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху имеют возможность ввести эмбарго на поставки оружия в зоны противостояния. Так как упомянутыми сопредседателями является три постоянных члена Совета Безопасности ООН — Россия, США и Франция, то есть все основания полагать, что он прав, ибо не видно оснований, чтобы остальные — Китай и Великобритания — выступили против.
Однако такого решения нет, поскольку этому препятствует никто иной, как… Россия. Правда, справедливости ради следует признать, что Москва поставляет оружие также и Еревану. Более того, на территории Армении находится российская военная база. Тем самым Кремль сохраняет рынки для своей военной техники, загружает мощности своего военно-промышленного комплекса и в целом усиливает свое военное и политическое присутствие в регионе Южного Кавказа.
Аргументируется такая политика очень просто: «если не поставлю я, то закупят у других».
Что особенно примечательно, при этом как-то оставляется в стороне тот факт, что Армения является союзником России не только по Евразийскому экономическому союзу, но и, что несравненно более существенно, по Организации Договора коллективной безопасности.
В этих условиях не должно вызывать большого удивления, что белорусское руководство следует примеру своего главного союзника. Понятно, что таких глобальных интересов, как у Москвы, у официального Минска в регионе нет, но определенные меркантильные соображения, безусловно, присутствуют. Ведь Баку, в отличие от Еревана, клиент состоятельный…
В частности, на рассматриваемой встрече Александр Лукашенко напомнил, как его коллега Ильхам Алиев подставил плечо белорусскому государству, предоставив ему в июне 2010 года кредит на USD 200 млн, дабы закрыть долг перед «Газпромом» в разгар очередного белорусско-российского газового конфликта.
Армянские партнеры по ОДКБ и ЕАЭС, разумеется, не испытывают чувства глубокого удовлетворения по поводу столь тесного белорусско-азербайджанского взаимодействия и время от времени пытаются ставить неприятные вопросы.
Так, в апреле минувшего года тот же Шаварш Кочарян заявлял, что новая военная доктрина Беларуси вызывает озабоченность Армении и является проблемой для ОДКБ.
Но на все эти инсинуации у белорусского руководства есть твердый ответ: «Мы суверенное независимое государство, и мы вправе определять те направления сотрудничества, которые соответствуют духу времени, запросам наших государств». Соответственно, оправдываться нам не за что.