В июле 2013 года после развала калийного тандема «Уралкалий» отказался от экспорта с «Беларуськалием» через совместную Белорусскую калийную компанию (БКК) и объявил о новой стратегии работы на калийном рынке: объемы превыше цены, что обрушило цены на калий примерно с USD 400 до 300 за тонну. Как себя чувствуют бывшие партнеры по калийному альянсу спустя 3 года после бракоразводного процесса?
Новая стратегия «Уралкалия»: рост производства и погашение долгаВ 2014 году многие эксперты рынка, в том числе агентство Moody`s, ожидали снижение мощностей «Уралкалия» до 20% (с 13,3 млн тонн) в связи с притоком рассола на руднике в Соликамске, которое произошло в ноябре 2014 г. По итогам года объем производства компании составил 12,1 млн тонн. При этом в 2014 г. компания показала чистый убыток по МСФО в размере USD631 млн против прибыли в USD666 млн годом ранее. По оценкам «Уралкалия», такой показатель обусловлен убытками от курсовых разниц и снижением справедливой стоимости производных финансовых инструментов в размере USD 2,014 млрд. При этом выручка выросла на 7%, составив USD3,56 млрд. По итогам 2014 г. «Уралкалий» снизил чистый долг на 22,9% до USD3,175 млрд.
В 2015 году компания снизила объем производства по сравнению с 2014 годом на 6% — до 11,4 млн тонн. Объем продаж снизился на 9% и составил 11,2 млн тонн. Выручка за год снизилась на 12% и составила USD3,123 млн. Чистая выручка сократилась до USD2,645 млрд (минус 5%). Чистая прибыль составила USD184 млн. Средняя экспортная цена тонны хлористого калия выросла на 5% по сравнению с 2014 г. — до USD 245 за тонну. Денежная себестоимость реализованной продукции снизилась на 30% — до USD33 за тонну. По словам генерального директора «Уралкалий» Дмитрия Осипова, основными факторами, повлиявшими на финансовые показатели компании, стали девальвация российского рубля и снижение денежной себестоимости реализованной продукции, а также значительное ослабление спроса на ключевых рынках в IV квартале 2015 г.
Негативные тенденции сохраняются и в 2016 году. Выручка «Уралкалия» по МСФО в I квартале 2016 г. упала на 28% — до USD521 млн. Чистая выручка снизилась на 28% и составила USD441 млн. Снижение выручки обусловлено сокращением продаж хлоркалия на 8% — до 2,3 млн тонн (производство снизилось на 4% — до 2,6 млн тонн) и снижением экспортных цен — на 23% (до USD196 за тонну). В 2016 году «Уралкалий» планирует произвести 10,3-11,3 млн тонн (в зависимости от ситуации на рынке).
На фоне аварии в Соликамске компания обновила стратегию своего развития до 2020 г. Главным для «Уралкалия» в ближайшие годы станет реализация инвестпрограммы и погашение долга.
Первоначальная стратегия, утвержденная компанией в 2013 г., включала увеличение мощностей «Уралкалия» до 15 млн тонн при инвестициях в USD2,3 млрд. Согласно новым планам, «Уралкалий» планирует увеличить объем капитальных затрат до 2020 г. почти в 2 раза — до USD4,5 млрд, при этом производственные мощности к этому периоду ожидаются на уровне 14,4 млн тонн.
К 2017 году намечено завершить проект по расширению мощностей на руднике Соликамск-3, а для безопасной отработки оставшихся запасов на поле Соликамска-2 к 2020 году — построить два новых шахтных ствола. В 2019 году за счет выбытия рудника Березники-2 произойдет снижение до 11,1 млн тонн. В 2020 же году прирост за счет нового рудника в Соликамске-2 (2,3 млн тонн) и на Усть-Яйвинском месторождении (1 млн тонн) доведет производственные мощности до итоговых 14,4 млн тонн. Ранее на 2021 год компания заявляла запуск Половодовского месторождения, которое добавит еще 2,8 млн тонн и доведет возможности по производству до 17,2 млн тонн. Но пока полной определенности с его запуском нет, и в новую стратегию этот проект не включен.
В апреле 2015 г. «Уралкалий» подписал соглашение о получении синдицированного кредита сроком на 4 года в размере USD530 млн с опциональным повышением до USD800 млн. В июне объем выбранного кредита был увеличен до USD655 млн. Кроме того, была утверждена новая дивидендная политика. Она предусматривает, что сумма дивидендов определяется советом директоров с учетом финансового положения компании и общей экономической ситуации.
В апреле–июне 2015 года компания реализовала программу приобретения обыкновенных акций и ГДР, выкупив 11,56% размещенных обыкновенных акций (включая обыкновенные акции, права на которые удостоверены ГДР) на сумму USD1,09 млрд. В августе Московская биржа зарегистрировала Программу биржевых облигаций «Уралкалия» объемом до RUB100 млрд. Новую программу приобретения ценных бумаг компания реализовала в августе–октябре. За этот период было выкуплено 21,98% размещенных обыкновенных акций (включая обыкновенные акции, права на которые удостоверены ГДР) на сумму USD2,07 млрд.
В сентябре был подписан договор со «Сбербанком» об открытии невозобновляемой кредитной линии в объеме USD1,5 млрд со сроком погашения 5 лет. Кроме того, АО «Уралкалий-Технология» и АО «ВТБ Капитал» заключили соглашение о сделке РЕПО. В результате АО «Уралкалий-Технология» привлекло финансирование на общую сумму USD800 млн, передав по договору РЕПО 370123777 обыкновенных акций «Уралкалия» (12,61% от уставного капитала). АО «Уралкалий-Технология» также подписало с АО «ВТБ Капитал» договор залога ГДР компании и передало в залог «ВТБ Капитал» 43335594 ГДР (7,38% от уставного капитала) в обеспечение обязательств по сделке РЕПО. В ноябре совет директоров одобрил программу выкупа ценных бумаг «Уралкалия» на открытом рынке. По состоянию на 31 декабря 2015 г. на рынке было выкуплено 2,4% акционерного капитала. В декабре компания объявила о делистинге ГДР на Лондонской фондовой бирже.
Согласно планам, в 2015 г. на погашение долгов предусматривалось направить USD694 млн, в 2016 году — 924 млн. Пики выплат придутся на 2017 и 2018 годы — USD1,471 млрд и 1,857 млрд. В 2019 и 2020 гг. компания направит на эти цели USD823 млн и 358 млн соответственно. Чистый долг «Уралкалия» на конец I квартала 2016 составил USD5,5 млрд. По мнению аналитиков, долговая нагрузка «Уралкалия» быстро растет из-за продолжающихся выкупов (компания выкупила 1% из запланированных на период с мая по сентябрь 4% акций) и ухудшения условий на рынке.
В декабре 2015 г. совладелец калийной компании Дмитрий Мазепин отмечал, что «Уралкалий» продолжает работать над сокращением себестоимости, чтобы подготовиться к снижению мировых цен на калийные удобрения. «Уралкалий» уже показал себестоимость USD32 на тонну, я думаю, это не предел. В тот момент, когда придет низкая цена на калий, нужно сделать все, чтобы мы были готовы», — заявил он.
«Уралкалий» планирует до 2020 года сократить численность сотрудников на 20%, сообщил финансовый директор компании Антон Вищаненко в октябре 2015 г. По его словам, «Уралкалий» в вопросах повышения эффективности смотрит на опыт канадской Potash Corp. «Мы провели сравнение нас с канадской компанией Potash Corporation. У нас в основной компании работает порядка 10 тыс. человек, у них — 3 тыс. человек, при этом объем производства у них ненамного меньше», — отметил Вищаненко.
В июне 2015 года Совет директоров «Уралкалия» учредил 100-процентную дочернюю компанию Uralkali Trading в Латвии с уставным капиталом EUR 2 млн (ранее компания осуществляла экспортные продажи через швейцарскую Uralkali Trading S.A). Между тем, латвийская юрисдикция — не чужая для одного из основных акционеров калийной компании, «УралХима» Дмитрия Мазепина. Трейдинговая «дочка» «УралХима» — SIA Uralchem Trading зарегистрирована в Риге. Также «УралХим» владеет долями в терминалах в Вентспилсе и Риге, через которые планирует переваливать более половины своих экспортных поставок.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что Мазепин в перспективе рассматривает объединение «Уралкалия» и «УралХима». Однако аналитики отмечали, что синергия в этом случае возможна только на уровне продаж.
Задача: не потерять долю на рынках
Изменения стратегии «Уралкалия» направлены на то, чтобы не потерять доли на мировых рынках на фоне вынужденного снижения производства. Крупнейшим рынком сбыта для «Уралкалия» исторически является Китай. На эту страну в 2014 г. пришлось 19% от общих продаж компании. При этом на Латинскую Америку — 18%, страны Юго-Восточной Азии — 15%, Европу — 12%, Индию — 12%, США — 6%. В России компания реализовала 16% своей продукции.
В последние годы российский «Уралкалий» первым достигал договоренности о контрактах с китайскими импортерами. Но в 2015 г. первой контракт с Китаем подписала «Белорусская калийная компания». Глава Uralkali Trading Владислав Лян ранее заявлял, что для «Уралкалия» очень важно вернуть свои лидерские позиции и долю на этом рынке. Компания постарается быть лидером в переговорах с Китаем, отмечал он.
«Уралкалий» считает, что в 2016 г. контракт с Индией с большой вероятностью будет подписан раньше китайского (в июне — с Индией, в конце лета-начале осени — с Китаем).
БКК — уже не новичок, а профессиональный игрок
Вопреки некоторым прогнозам, после развала калийного альянса БКК достаточно быстро зарекомендовала себя профессиональным игроком: компании удалось не только восстановить, но и укрепить свои позиции на стратегических рынках, а также расширить географию поставок.
Но в 2013 году БКК пришлось очень трудно. Рынок калийных удобрений специфичен тем, что практически на каждом его национальном сегменте присутствуют все производители — российские, канадские, израильские, немецкие. БКК пришлось наравне конкурировать с ними. При этом калийный рынок в это время переживал шок после объявления «Уралкалием» новой стратегии. БКК не стремилась к увеличению своей доли любой ценой. Главная цель, которую компания поставила после «развода» с «Уралкалием», — не навредить рынку.
По итогам 2014 года БКК увеличила объемы экспорта удобрений на 66% до 9,5 млн тонн по сравнению с 2013 г. Валютная выручка от экспорта удобрений увеличилась на USD1 млрд в сравнении с предыдущим годом — до USD3 млрд. Удобрения поставлялись в 88 стран мира. Без грамотной стратегии продаж, основанной на адекватной оценке рыночной ситуации, этих результатов «новичку» на калийном рынке вряд ли удалось бы достичь.
Основным ценовым ориентиром для калийного рынка всегда являлись контракты Китая и Индии. В 2015 г. БКК первой заключила контракт с Китаем, который традиционно определяет ценовую политику на большинстве экспортных рынков, в том числе спотовых, — по цене USD315 за тонну. Таким образом, БКК в 2015 г. удалось преломить тенденцию последних лет и впервые с 2011 г. достичь договоренности о повышении цены по сравнению с прошлогодним контрактом (+ USD10 за тонну).
В 2015 году на фоне ухудшившейся конъюнктуры на рынке БКК снизила экспорт калийных удобрений на 3,1% в сравнении с 2014 г. до 9,2 млн тонн (в физическом весе). При этом, по данным Международной Ассоциации производителей удобрений, мировой объем экспортных поставок в 2015 г. сократился на 5,7%. В то же время доля БКК в мировом экспорте увеличилась с 18,8% в 2014 г. до 19,3% в 2015 г., что стало рекордным результатом за всю историю белорусской калийной отрасли. «Рост доли достигнут при сохранении взвешенного и ответственного отношения к рынку. Мы неизменно придерживались баланса, ориентировались прежде всего на эффективность продаж, за счет чего в денежном выражении экспорт калия в 2015 году также вырос по сравнению с предыдущим годом», — отмечают в БКК.
В 2016 г. ситуация на рынке хлоркалия остается напряженной. Уровень активности покупателей в странах Юго-Восточной Азии был невысоким, в основном из-за неблагоприятных погодных условий, а также тенденции к закупке калийных удобрений в количестве, необходимом для удовлетворения текущих запасов на фоне отсутствия долгосрочных контрактных договоренностей в Китае. Китайский спрос в 2016 г. ожидается на уровне 13,5-14 млн тонн по сравнению с 16,7 млн тонн годом ранее.
БКК в январе–апреле 2016 года снизила экспорт калийных удобрений на 21% по сравнению с январем-апрелем 2015 года — до 1,403 млн тонн (в пересчете на 100% содержание питательных веществ). В стоимостном выражении экспорт калийных удобрений снизился на 36% — до USD 602 млн.
Экспорт калийных удобрений в январе–апреле 2016 года
Страна | Январь–апрель 2015, тонн К2О | Январь–апрель 2015, стат. стоимость тыс. USD | Январь–апрель 2016, тонн К2О | Январь–апрель 2016, стат. стоимость тыс. USD | 2016 к 2015, проц. (количество) | 2016 к 2015, проц. (стоимость) |
Бельгия | 51 403,5 | 24.9 | 51 135,0 | 24.2 | 99% | 97% |
Бразилия | 325 299,3 | 189.7 | 398 305,0 | 146.2 | 122% | 77% |
Вьетнам | 88 957,6 | 48.9 | 16 735,7 | 8.2 | 19% | 17% |
Гватемала | 7 837,5 | 4.0 | 10 531,8 | 3.5 | 134% | 87% |
Индия | 161 397,2 | 84.3 | 139 361,5 | 71.1 | 86% | 84% |
Индонезия | 119 025,8 | 58.5 | 136 688,2 | 62.1 | 115% | 106% |
Испания | 7 998,0 | 4.1 | 6 100,8 | 3.1 | 76% | 77% |
Италия | 15 339,1 | 7.5 | 17 455,9 | 8.3 | 114% | 111% |
Китай | 410 078,4 | 208.4 | 50 346,0 | 26.0 | 12% | 12% |
Колумбия | 5 278,4 | 3.0 | 13 801,4 | 4.7 | 261% | 155% |
Корея | 32 067,1 | 18.2 | 28 852,8 | 15.1 | 90% | 83% |
Кот-Д`ивуар | 5 700,0 | 3.1 | 7 642,7 | 2.9 | 134% | 94% |
Малайзия | 117 087,3 | 52.9 | 108 683,1 | 45.1 | 93% | 85% |
Мали |
|
| 35 056,4 | 12.8 |
|
|
Марокоо |
|
| 6 600,0 | 2.4 |
|
|
Новая Зеландия | 10 860,3 | 4.8 | 6 750,0 | 3.0 | 62% | 63% |
Норвегия | 76 522,2 | 36.3 | 75 391,9 | 34.2 | 99% | 94% |
Польша | 38 511,5 | 19.9 | 44 357,9 | 22.0 | 115% | 110% |
Россия | 9 594,9 | 4.4 | 9 001,7 | 3.1 | 94% | 71% |
Сенегал |
|
| 6 600,0 | 2.3 |
|
|
США | 65 933,0 | 41.4 | 34 980,0 | 9.5 | 53% | 23% |
Таиланд | 25 071,0 | 14.7 | 45 200,1 | 22.3 | 180% | 152% |
Турция | 24 677,5 | 12.6 | 28 566,4 | 11.9 | 116% | 95% |
Украина | 6 929,5 | 3.2 | 17 005,8 | 7.5 | 245% | 238% |
Хорватия |
|
| 5 280,0 | 2.4 |
|
|
Швеция | 18 512,5 | 8.6 | 20 335,2 | 9.1 | 110% | 107% |
Шри-Ланка | 29 296,8 | 15.4 | 24 373,7 | 11.6 | 83% | 75% |
Япония | 5 496,1 | 3.2 | 8 061,4 | 3.9 | 147% | 120% |
Всего | 1 778 226,1 | 937.3 | 1 403 308,5 | 602.0 | 79% | 64% |
Логистика как элемент эффективности продаж
БКК совместно с «Беларуськалием» в последние 3 года реализовала две крупные сделки по покупке собственности в Клайпедском портe, что помогло компании увеличить долю на мировом рынке и повысить эффективность экспортных продаж.
Первый проект по покупке «Беларуськалием» 30% акций терминала БКТ (ЗАО «Бирю Кровиню Терминалас», владеет терминалом насыпных грузов в Клайпедском порту) завершился в апреле 2013 г. Тогда называлась сумма этой сделки — USD 30 млн. Кроме того, сообщалось, что «Беларуськалий» выкупит пакет акций БКТ с 10-летней рассрочкой. Благодаря этой сделке БКК совместно с «Беларуськалием» и Клайпедским терминалом БКТ в 2015 году активно развили контейнерные поставки. Это позволило БКК диверсифицировать поставки и по странам, и по продуктам, и по потребителям, а также дало возможность шире присутствовать на рынках (ранее география поставок была 60-80 потенциальных стран, сейчас — более 100 стран).
Около года назад БКК стала основным акционером литовской компании Fertimara, (которая занимается, агентированием в Клайпедском порту и фрахтованием судов, а также предоставлением транспортно-экспедиторских услуг. Сумма сделки не раскрывается. Покупка этого актива позволила компании оформить логистическую цепочку и непосредственно участвовать практически во всех операциях, связанных с экспортом калийных удобрений.Сейчас БКК развивает компаниюFertimara в качестве своего приоритетного судового брокера, что позволяет ей получать дополнительные преимущества и доходы в области фрахта судов. Ведь теперь все звенья экспортной цепи работают в одной связке: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги. Такая «сцепка» позволяет БКК постоянно повышать уровень сервиса и эффективность продаж.
Очевидно также, что и ключевому акционеру БКК — «Беларуськалию» — придется также учитывать ситуацию на мировых рынках, что потребует от производителя удобрений повышения конкурентоспособности, снижения себестоимости продукции и повышении качества продукции. В противном случае его трейдеру — БКК- будет сложно добиться повышения эффективности продаж.
Для справки. ОАО «Белорусская калийная компания» учреждена в сентябре 2013 года. БКК реализует исключительное право внешней торговли (в части экспорта) калийными удобрениями, закрепленное за государством. Акционерами компании являются «Беларуськалий» (48%), Белорусская железная дорога (42%) и «Белэксимгарант» (10%).