Россия продолжает строительство газопровода «Северный поток-2», невзирая на позицию ряда европейских стран, протестующих против данного проекта. При этом Польша — один из последовательных противников этом проекта — может стать потребителем поставляемого по нему газа и таким образом снять свои возражения против его реализации.

Для справки. «Северный поток-2» предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. Реализацией проекта займется совместная проектная компания (СПК) New European Pipeline AG. «Газпрому» в СПК будет принадлежать 50%, германским E.ON и BASF/Wintershall, англо-голландской Shell, австрийской OMV, французской ENGIE — по 10% каждой.

Тендер на поставку стальных труб для строительства двух ниток «Северного потока-2» завершился в марте 2016 года. А сам договор на строительство этого этого газопровода «Газпром» и итальянская компания Saipem (недавний подрядчик несостоявшегося «Южного потока») могут подписать в июне этого года. Немецкая копания Wintershall (участник этого проекта) ожидает, что в июне получит все разрешения для покупки доли в проектной компании «Северного потока-2», сообщил журналистам на годовой конференции 7 апреля член правления этой компании Тис Тиссен. По его словам, осталось дождаться разрешения польского регулятора.

Отметим, что ранее польское правительство неоднократно критиковало планы Кремля по строительству газопровода «Северный поток-2» и называла его «геополитическим проектом России». Ранее также сообщалось, что польское антимонопольное управление по защите конкуренции и потребителей продлило на 4 месяца срок рассмотрения вопроса по созданию СП по газопроводу «Северный поток-2».

Однако Тисс Тиссен 7 апреля сообщил, что Польша может смягчить свою позицию по данному проекту, поскольку может стать потребителем транспортируемого по нему газа. «ONTRAS, Gascade, Gasunie и другие операторы зоны Gaspool сделали свои необязывающие заявки на дополнительные мощности в рамках подключения к „Северному потоку-2“, и их рассматривает Федеральное сетевое агентство. Польша поставила также запрос на мощности, которые помогут этому проекту», — сказал Тисс Тиссен. Он пояснил, что В Евросоюзе в настоящее время действует полтора десятка конкурирующих газовых хабов, из которых потребители могут закупать газ по биржевым ценам. Газовый хаб Gaspool находится в Германии, но может обеспечивать газом и соседние страны — в том числе и Польшу.

По словам Тиссена, во втором квартале 2016 года — возможно, в июне — ожидается разрешение польского регулятора на создание совместного предприятия по «Северному потоку-2» — на выкуп иностранными партнерами долей в СП Nord Stream 2. Тиссен также сообщил, что по этому проекту уже готовится вся разрешительная документация, чтобы процесс получения разрешений от вовлеченных в проект стран (Россия, Финляндия, Дания и другие страны, в том числе в рамках конвенции Эспо) шел в течение 2017 года, и это совпало с проведением закупок.

Позиция стран-«протестантов» ослабевает

Таким образом, позиция европейских государств, направивших на имя председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, письмо с протестом в отношении строительства «Северного потока-2», похоже, ослабевает. Немецкое издание Die Welt 7 апреля сообщило, что власти Германии готовы отстаивать проект «Северный поток-2». «На чашу весов в качестве защитника „Северного потока-2“ свой авторитет бросает Германия. Она же указывает на то, что у ЕС нет юридических полномочий препятствовать реализации проекта. Юристы внутри самого ЕС, похоже, уже тоже пришли к такому выводу», — отмечает издание.

Напомним: в начале марта лидеры восьми стран Евросоюза направили председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру письмо, чтобы выразить несогласие с «Северным потоком-2». Письмо подписали главы правительств Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Румынии, а также президент Литвы. «Находящийся на этапе подготовки проект „Северный поток-2“ может нести определенные риски для энергетической безопасности в центральной и восточной Европе. Проект существенно повлияет на развитие рынка газа и модель транзита газа в регионе, в первую очередь на транзитный маршрут через территорию Украины», — говорится в письме.

Как известно, Россия неоднократно заявляла о своих намерениях с 2020 года отказаться от украинской ГТС для транзита своего газа в Европу Строительство «Северного потока-2», который создаст избыточные транзитные мощности, как раз и позволит России успешно реализовать свой замысел. При этом европейские чиновники делают акцент на том, что «Северный поток-2» должен полностью соответствовать всем нормам ЕС, — только такие проекты будут поддержаны.

В свою очередь представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен по итогам состоявшейся в Брюсселе встречи еврокомиссара по энергетике с руководством компании Nord Stream заявила, что Еврокомиссия вместе с немецким национальным регулятором решит, какие нормы Евросоюза применимы к «Северному потоку-2». «Еврокомиссия остается во взаимодействии с немецким национальным регулятором, чтобы получить дополнительную информацию об этом проекте. На этом основании Еврокомиссия сделает свои выводы относительно того, какие нормы ЕС применимы к проекту „Северный поток-2“ и какие дальнейшие действия должны быть предприняты Еврокомиссией», — подчеркнула Итконен.

В свою очередь вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчовична пресс-конференции в Баку заявил, что «окончательного единого подхода и окончательной единой позиции по проекту пока нет». Как было сказано, «в любом случае мы должны будем оценить его эффективность». «Если проект потребует строительства крупных инфраструктурных объектов, то не следует забывать, что имеющаяся инфраструктура используется всего на 50%. С учетом этого фактора эффективность проекта уже находится под сомнением», — сказал он.

Как обойти Брюссель

Между тем, участники проекта заранее продумывают схемы, как ускорить строительство «Северного потока-2». Немецкий газотранспортный оператор Gascade, акционерами которого являются «Газпром» и местная Wintershall, может сам продолжить строительство газопровода «Северный поток-2», что потенциально дает проекту шанс избежать необходимости получать одобрение Брюсселя по сухопутным продолжениям этой «трубы».

Это было бы логично, учитывая, что Gascade строила и сейчас управляет восточным и западным продолжениями «Северного потока-1» — газопроводами Opal и Nel, отмечает член правления Wintershall Тисс Тиссен. Тем не менее, решение о том, какая дополнительная газовая инфраструктура потребуется для «Северного потока-2» и кто будет заниматься ее строительством, — прерогатива немецкого регулятора — Федерального сетевого агентства.

Согласно Третьему энергопакету ЕС, газовые компании не могут одновременно владеть активами и в добыче, и в транспорте газа. Правда, Германия, в отличие от некоторых других стран ЕС, выбрала относительно мягкий вариант имплементации этой нормы. В Германии добывающие компании могли остаться в газотранспортных активах, но при этом все ключевые решения, в том числе по тарифам, жестко контролирует регулятор. При этом должны соблюдаться другие требования Третьего энергопакета — в частности, по доступу третьих субъектов к мощностям газопроводов.

Учитывая такой подход, можно сделать вывод, что «Газпром» сможет использовать для прокачки собственного газа не более половины от мощности сухопутных продолжений «Северного потока-2». Если же «Газпром» будет «сдавать» свой газ в конечной точке «Северного потока-2», а доставлять газ до хабов и конечных потребителей будут европейские газовые компании, то в этом случае нет необходимости получать разрешения Еврокомиссии на строительство сухопутных продолжений «Северного потока-2».

Тем более, что ранее «Газпром» отказался от стратегии по поставке газа конечным европейским потребителям, где формируется основная прибыль в розничном сегменте. Российская компания теоретически потеряла на этом прибыль, но избежала проверок регуляторов и антимонопольных разбирательств, а также технических проблем по доставке газа.

Альтернатива российскому газу

Европа, как и прежде, стремится к диверсификации поставщиков и маршрутов поставки газа. В декабре 2015 года премьер Турции Ахмет Давутоглу и президент Азербайджана Ильхам Алиев договорились ускорить строительство Трансанатолийского газопровода мощностью 16 млрд куб. м в год: 6 млрд куб. м планируется доставлять потребителям Турции, остальные 10 млрд куб. м — прокачивать по TAP в Европу.

В начале марта 2016 года ЕС одобрил строительство газопровода через Адриатическое море. Власти ЕС рассчитывают, что уже с 2020 года по новому газопроводу в Европу ежегодно будет поставляться до 10 млрд куб. м азербайджанского газа. Еврокомиссия (ЕК) признала соглашение о строительстве Трансадриатического газопровода (TAP), заключенное властями Греции с компанией Trans Adriatic Pipeline AG, соответствующим законодательству ЕС. В сообщении ЕК подчеркивается, что финансировать строительство TAP будут только частные инвесторы, а предусмотренный соглашением особый налоговой режим не окажет серьезного негативного влияния на уровень конкуренции на газовом рынке ЕС, в то время как появление нового маршрута поставки газа существенно усилит конкуренцию.

Власти ЕС рассчитывают, что поставки газа по TAP начнутся с 2020 года, и в дальнейшем по дну Адриатического моря будет ежегодно поставляться около 10 млрд куб. м, что покроет около 17% потребления Италии.

Реализацией проекта TAP занимается швейцарская компания Trans Adriatic Pipeline AG, акционерами которой являются британская BP (20%), азербайджанская ГНКАР (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарская Axpo (5%). Ранее участниками проекта были также норвежская Statoil, французская Total и германская E. On, которые по разным причинам покинули проект.

TAP должен стать продолжением Южно-Кавказского и Трансанатолийского газопроводов, образующих вместе с ним Южный газовый коридор, по которому в Южную Европу через территории Грузии, Турции, Греции и Албании должен прийти газ с месторождения Шах-Дениз, расположенного на принадлежащем Азербайджану участке шельфа Каспийского моря.

Поставки азербайджанского газа позволят снизить зависимость юга Европы от нынешних поставщиков, в том числе российского «Газпрома». Италия стала для «Газпрома» в прошлом году стала третьим по значению покупателем газа — в эту страну было поставлено 24,42 млрд куб. м. Больше газа у России закупили в 2015 году только Турция (27,01 млрд куб. м) и Германия (45,31 млрд куб. м). В Грецию, через территорию которой должен пройти TAP, в прошлом году «Газпром» поставил 1,98 млрд куб. м газа.

Напомним, что ранее Россия планировала увеличить поставки российского газа в Грецию и другие страны региона за счет строительства по дну Черного моря газопровода «Южный поток». Но этот проект так и не получил поддержки властей ЕС и был свернут. А позже, после ухудшения отношений с Турцией, был заморожен и проект «Турецкий поток», в рамках которого российский газ планировалось подвести к юго-восточным границам через территорию Турции.