Эксперты прогнозировали, что участие России в ВТО будет минималистским. Так оно и оказалось. А охлаждение отношений с Европой из-за ситуации в Украине подталкивает Москву активизировать интеграционные усилия в формате ЕАЭС.

Еще весной 2014 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что российский бизнес получит весь необходимый защиту, если будут предприняты недружественные действия со стороны западных стран. «Мы будем использовать для этого все имеющиеся возможности. Среди них — те, которые мы получили как члены ВТО», — заявил Д. Медведев. По его словам, Россию 17 лет держали в предбаннике ВТО. «Мы настойчиво доказывали, что достойны войти в мировое торговое сообщество и отвечаем его стандартам. Теперь у нас есть полное право требовать соблюдения установленных правил и норм от других стран-участниц ВТО — по российским товарам. Не нужно стесняться. Там, где это обоснованно и законно — можно и „зубы показать“, — заявил Д. Медведев.

Впрочем, Россия и раньше не упускала возможности показать «зубы» Европе. Один из примеров — полный запрет на импорт свиней и свинины из стран всего ЕС, введенный РФ в 2014 году. Еврокомиссия тщетно пыталась доказать России, что полный запрет с ее стороны противоречит правилам ВТО. Вслед за чем Евросоюз вынужден был официально запустить расследование в рамках ВТО против российского запрета на импорт свиней, свежей свинины и ряда пищевых продуктов из Евросоюза.

Кстати, что Россия проиграла и первое расследование на «ковре» ВТО, начатое в 2013 году в отношении утилизационного сбора на автомобили иностранной сборки,

После того, как весной 2014 года в связи с присоединением Крыма к РФ и конфликтом на востоке Украины против России были введены первые санкции со стороны США и Евросоюза, российские власти решили их оспорить во ВТО. О том, что Россия оспорила санкции в ВТО, в июне 2014 года на Петербургском международном юридическом форуме официально объявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков. «Члены ВТО могут ввести эти санкции в некоторых случаях, например в случае войны или серьезного обострения международных отношений, в таком случае ограничения обосновываются интересами национальной безопасности», — заявил М. Медведков. Однако, по его словам, когда США, Евросоюз и Канада весной 2014 года вводили свои санкции, они не были в состоянии войны с Россией, а отношения не ухудшились таким образом, чтобы приравнивать их к военным действиям.

Ровно через год после этого заявления представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов публично заявил о том, что России ничего не удалось добиться от ВТО в оспаривании санкций.

Отметим также, что ранее России не удалось также оспорить в ВТО принятый Еврокомиссией Третий энергопакет, в соответствии с которым поставщик газа европейским потребителям не может одновременно владеть газотранспортной инфраструктурой.

Осуждение ЕС и США политики России в отношении Украины подстегивают Кремль к активизации сотрудничества в рамках альтернативных торговых форматов. Однако, после подписания в мае 2015 года соглашения о создании Зоны свободной торговли с Вьетнамом дело застопорилось — и тоже из-за Украины. Почти готовы, но «заморожены» из-за ситуации в Украине соглашения о создании ЗСТ с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн). Вопрос о целесообразности заключения соглашения о ЗСТ с Израилем, а также с Индией и Египтом пока в стадии изучения.