На минувшей неделе белорусское руководство налаживало связи с Индией и Пакистаном, как всегда упирая на общие подходы к международной политике и в целом — взаимные политические симпатии. Однако международная дружба, основанная на взаимных симпатиях, пока не приносит Беларуси заметных дивидендов. В чем здесь тайна?
Андрей Федоров. Основная причина, как представляется, заключается в том, что наша страна этим крупным гипотетическим партнерам не может обеспечить хотя бы мало-мальски эффективного содействия в геополитическом плане.
Вот, скажем, с Россией и отчасти с Китаем это в какой-то мере получается. Соответствующие расчеты Москвы, в надежде на реализацию которых она согласна Беларуси платить, и немало, особых разъяснений, по-видимому, не требуют. А Поднебесная давно пытается внедряться во всем мире куда только возможно, тем более, что в данном случае это обходится ей достаточно дешево.
Индия и Пакистан пока подобных глобальных амбиций не проявляли, во всяком случае, публично. Да и какую политическую поддержку Минск реально может предоставить Нью-Дели и Исламабаду? Известно, например, что те настаивают на радикальном реформировании ООН с тем, чтобы попасть в постоянные члены Совета Безопасности. Но это чрезвычайно сложный вопрос, решения которого в обозримом будущем ожидать едва ли стоит. К тому же Беларусь имеет всего один голос из почти двухсот, и не очень похоже, чтобы она обладала там значительным влиянием…
Что касается двух других структур, где вместе состоят все три страны, — Движения неприсоединения и Межпарламентского союза — то можно не сомневаться, наши партнеры хорошо знают им цену.
Как следствие, их интересы здесь по большому счету сводятся лишь к чисто прагматическим аспектам, то есть к экономическому сотрудничеству.
Но тут имеются свои препятствия. Так как продукция белорусской нефтепереработки уходит почти исключительно на Запад, то основу экспорта в рассматриваемый регион уже давно составляют, главным образом, калийные удобрения, трактора и автомобили. По разным причинам спрос на технику в последнее время нестабилен, а предложить что-либо радикально новое в больших масштабах не получается.
В результате, как и в целом ряде иных аналогичных случаев, устойчивый рост товарооборота обеспечить не удается. Оказывать же конкретную помощь за красивые слова ни Индия, ни Пакистан, судя по всему, не готовы.