Еще совсем недавно для отечественных нефтепереработчиков экспорт нефтепродуктов позволял компенсировать убытки от работы на внутреннем рынке. Налоговая реформа в нефтяной отрасли РФ, которой в рамках союзнических обязательств вынуждена была подчиниться белорусская нефтянка, поменяла ситуацию если не зеркально, то весьма существенно: именно внутренний рынок сегодня является для белорусских нефтепереработчиков одним из самых премиальных.

Участники нефтяного рынка обращают внимание на то, что внутренний рынок моторного топлива в Беларуси сегодня уже достаточно хорошо сегментирован. Главным игроком на этом рынке является гособъединение «Белоруснефть». Через сеть госоператора в Беларуси сейчас продается около 70% автобензинов и около 69% дизтоплива. Оставшуюся долю рынка делят между собой частные компании (преимущественно «дочки» российских нефтяных компаний, которые поставляют нефть в Беларусь на давальческих условиях).

Несмотря на доминирующее положение на рынке белорусского госоператора автомобильного топлива, в последнее время и он вынужден снижать продажи из-за падения спроса на горючее. И хотя все предприятия нефтепродуктообеспечения «Белоруснефти» в прошлом году сработали с положительными результатами, тем не менее, из-за сложившихся на рынке тенденций они снизили реализацию топлива на 5,2%.

Всего в системе АЗС «Белоруснефти» в 2014 году было продано 3,129 миллиона тонн нефтепродуктов, что составляет 94,8% к уровню предыдущего года. При этом в целом в Беларуси в 2014 году потребление светлых нефтепродуктов снизилось на 6% по отношению к 2013 году. В этой ситуации производителям топлива приходится фактически бороться за внутреннего потребителя.

Конкуренты «Белоруснефти» — коммерческие операторы АЗС — предпринимают активные меры по удержанию своей доли на рынке, а для этого варьируют ценой нефтепродукта за счет раз личных скидок, предоставляют оптовым клиентам отсрочку платежа и т. д.

В конкурентную борьбу включилась и госкомпания «Белоруснефть», которая также предпринимает активные усилия по привлечению клиентов. В частности, региональным операторам «Белоруснефти» предложено активизировать программу лояльности «Заправляйся выгодно», а также более активно развивать сопутствующую торговли товарами и услугами, что должно стимулировать продажи автомобильного топлива.

Еще один сюрприз налогового маневра: вопреки пессимистическим ожиданиям, белорусские НПЗ по итогам первого квартала 2015 года получили неплохие результаты. По предварительным оценкам, оба завода — «Нафтан» и Мозырский НПЗ — сработали прибыльно. При этом Мозырский НПЗ имел рентабельность по итогам работы за 3 месяца около 12%, «Нафтан» — около 8%.

Прибыльной работе способствовала в первую очередь государственная поддержка. С начала этого года акцизы на нефтепродукты были снижены примерно на 22%, плюс выгодные продажи на внутреннем рынке — все это позволило белорусским нефтяникам избежать «черного сценария».

В первом квартале белорусские НПЗ увеличили объем переработки нефти до 5,9 миллиона тонн, что на 4,8% превышает уровень аналогичного периода 2014 года. Однако прирост в первом квартале физических объемов экспорта нефтепродуктов на 20% не позволил Беларуси компенсировать падение экспортных цен на нефть и продукты ее переработки. По данным концерна «Белнефтехим», в связи с влиянием ценового фактора экспорт товаров в денежном выражении по итогам первого квартала 2013 года ожидался на уровне 71% к аналогичному периоду 2014 года.

По имеющимся данным, только в первые 2 месяца текущего года из-за ухудшения ценовой конъюнктуры Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 556,206 млн долларов в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. В январе–феврале Беларусь экспортировала 3,098 млн тонн нефтепродуктов, что на 26,5% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Однако валютная выручка за это период снизилась на 30,6% — до 1,262 млрд долларов.

Отметим, что в 2014 году Беларусь по этой же причине снизила экспорт нефтепродуктов на 193,8 млн долларов в сравнении с 2013 годом. Было поставлено на экспорт 13,784 млн тонн, за 2013 год — 13,563 млн тонн. Однако валютная выручка по итогам 2014 года снизилась до 9,961 млрд долларов против 10,155 млрд долларов в 2013 году. Для справки: если в 2013 году экспортная цена на белорусские нефтепродукты составила в среднем 748,7 долл/тонна, то в 2014 году цена упала до 722,7 долл/тонна.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли принципиально скорректировал также и приоритеты российских нефтяников. Новая налоговая политика стимулирует российские вертикально-интегрированные компании (ВИК) уходить от нефтепереработки и наращивать прямой экспорт нефти, что вряд ли радует российское руководство.

Экспорт российской нефти в стоимостном выражении снизился в январе–марте 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43,5% до 22,726 млрд долларов, хотя физический объем экспорта нефти увеличился за этот период на 12,7% и составил 59,3 млн тонн против 52,6 млн. тонн годом ранее. Основной объем экспорта нефти пришелся на страны дальнего зарубежья: стоимость поставок составила 21,3 млрд долларов против 36,4 млрд долларов в январе–марте 2014 года. Доходы от поставок нефти в СНГ упали до 1,399 млрд долларов с 2,3 млрд долларов годом ранее. Физический экспорт в дальнее зарубежье составил 53,6 млн тонн, в ближнее — 5,7 млн тонн нефти.