Жесткие законы — беднее народ.
Острее мечи — стремительнее смута.
Чем шире запреты — тем шире круг преступивших.
Лао-Цзы. Дао Дэ Дзин
В последнее время наша власть активно представляет общественности анонсы новых решений в области управления страной и экономикой, которые, по ее мнению, должны кардинально изменить к лучшему довольно неблагоприятную ситуацию. Так, по словам премьер-министра М. Мясниковича, уже «на выходе» декрет по усилению ответственности руководителей. Он завизирован главой правительства в окончательной редакции для представления президенту. «Там очень жесткие меры ответственности кадров. Те, кто будет уволен за несоблюдение производственной, технологической, трудовой дисциплины, в течение как минимум пяти лет не смогут занимать даже невысокие должности», — пригрозил премьер кадрам.
Неоднократно «презентовал» новый декрет и глава государства. «Одной из важнейших задач является повышение эффективности хозяйствования во всех отраслях экономики. Без искоренения бесхозяйственности, усиления спроса и повышения ответственности руководящих кадров достигнуть этого практически невозможно», — вывел базовый вывод А. Лукашенко. Он также упомянул, что поручал своей администрации подготовить исчерпывающий нормативный акт, в котором четко обозначить позицию государства в отношении тех, кто допускает провалы в работе. По его мнению, нельзя мириться с ситуацией, когда проваливший дело, бездарный и, хуже того, нечистый на руку руководитель спокойно пересаживается из одного сытного и теплого места в другое.
Однако относительно эффективности «новых» нормативных «решений» возникают серьезные сомнения. Во-первых, менять у нас, как хорошо известно, надо не столько «нерадивых» управленцев, сколько структуры управления. Согласно же новым правилам структуры управления никак не изменяются. Меняются, по сути, лишь правила назначения и снятия управленцев с должности с последующим наказанием. Например, механизмы «запрета на профессию» для отстраненных от должности «нерадивых» управленцев прописаны достаточно четко, а вот механизмы поиска и назначения «радивых» не прописаны вообще никак. О таких механизмах, конечно, и наш «всенародно избранный» лидер ни словом не обмолвился. То есть мы имеем правила, регламентирующие смену управленцев, скорее даже — правила снятия с должностей и наказания должностных лиц, но не правила улучшения собственно структуры управления. Структура остается неизменной, во всяком случае, про модернизацию структур в документе ничего нет кроме пары общих фраз. Между тем недееспособна у нас ведь в принципе вся система управления, а не только отдельные управленцы.
Согласно общей теории систем, искать выход из структурного кризиса какими бы то ни было действиями в рамках существующей структуры бесперспективно: такое решение лишь усугубит кризис, переводя систему в состояние с еще меньшей потенциальной энергией. Всякие действия, которые не разрешают структурного кризиса, но на которые необходимы ресурсы, увеличивают величину потенциальной ямы. Решение структурного кризиса следует искать вне соответствующей системы. Таким решением, приводящим к структурным изменениям, может быть инновация.
Во-вторых, хотя некоторое расширение прав управленцев все же предусматривается, но это расширение прав только в одном направлении. Строго говоря, управленцы получают больше прав репрессировать своих подчиненных, но отнюдь не получают больше прав в принятии решений в пределах своей компетенции. Более того, свобода принятия решений даже еще больше ограничивается, поскольку вышестоящие органы управления получают еще больше прав по отношению к нижестоящим.
Главная проблема нашей страны отнюдь не в пьянице скотнике, не в нерадивом дворнике и даже не в «плохом» председателе колхоза, хотя и такие, понятное дело, встречаются. Главная проблемка — в зачастую спонтанных, непродуманных и некомпетентных управленческих решениях, которые потом бездумно, автоматически исполняются всеми нижестоящими звеньями вплоть до скотника и дворника. Вырастал кто-то, к примеру, у себя на участке арбузы — тут же «вниз» идет указание засеять ими всю страну. До конца этого года в каждой области Беларуси должно быть подобрано не менее 100 гектаров земельных участков для выращивания бахчевых культур — под арбузы и дыни. Это один из пунктов распоряжения премьер-министра М. Мясниковича. Оно издано во исполнение президентских поручений, в том числе по обеспечению внутреннего рынка плодоовощной продукцией. Может быть, в Беларуси и можно арбузы и дыни выращивать, но не повсеместно. И потом: куда их потом девать, даже если вдруг каким-то чудом после «верхнего» распоряжения вырастут? Но это распоряжение «по дыням» управленцы будут четко выполнять — кому хочется потерять место без права трудоустройства?
Так что проблему идиотских решений новые правила не устраняют, скорее — усугубляют. Перемены в сфере управления должны быть глубже; менять надо принципы управления, которые пока у нас примерно таковы:
(а) «Управление по дефициту» — это когда весь аппарат управления работает фактически по командам слесаря-сборщика.
(б) «Шестеренка» — это когда определенное звено управления просто транслирует «вниз» указания «сверху».
(в) «Пожарная команда». Где-то «загорелось», туда и направляем «пожарную команду». Пока тушим в одном месте, возникает «пожар» в другом. Вместо системного управления мечемся из стороны в сторону.
У нас наблюдается сочетание всех этих методов управления при практически полном отсутствии стратегического управления на самому верху и управленческой инициативы на местах. А поскольку просто бездумная передача указаний сверху вниз очень редко приводит к успеху, очень часто возникает необходимость в «управлении по дефициту» или в «тушении пожара». Так что без смены парадигмы управления никакие декреты ужесточающие наказания для «нерадивых» управленцев даже вкупе с расширением прав этих управленцев карать подчиненных, к успеху, ни теоретически, ни практически, привести не могут.