Как сообщил главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев Россия планирует развернуть в Барановичах новую авиабазу. Является ли это (предварительное) решение ответом на переброску НАТО авиационных сил в Прибалтику и Польшу, как ранее предлагал А. Лукашенко? Или это своего рода «плановое» интеграционное предприятие?

Андрей Поротников. Стоит напомнить, что публично о перспективах создания российской авиабазы в Беларуси было заявлено еще в апреле 2013 года. А непублично эта проблематика обсуждалась гораздо раньше. Поэтому увязывать событие с текущей агрессией России против Украины и реакцией на это Запада не совсем правильно. Идея авиабазы возникла раньше начала конфликта. Другое дело, что контекст поменялся. И продолжает меняться.

Так, первоначально русские обосновывали необходимость дислоцирования своей авиации в Беларуси тем, что наши ВВС сняли с вооружения истребители Су-27. Мол, происходит замещение 21 единицы белорусского Су сопоставимым числом (до 24) российских. Кардинального изменения баланса сил в регионе не происходит.

Но сейчас ситуация поменялась. Во-первых, А. Лукашенко заявил о преждевременности решения о снятии Су-27 с вооружения отечественных ВВС. И дал распоряжение провести модернизацию этих машин и вернуть их в строй. Правда, открытым остается вопрос, дал ли он на это денег. Во-вторых, вторжение России в дружественную Украину заставило напрячься все постсоветские автократии. Особенно те из них, где русские базы уже имеются. И задуматься над тем, стоит ли пускать Кремль в свой огород. В-третьих, западные столицы вышли из оцепенения и, судя по всему, морально вызревают для того, чтобы решить проблему Путина радикально, создав России проблемы по всем направлениям, где это только возможно. Конечно, дело это не скорое. Но в данном случае для Беларуси лучше держаться от обеих сторон конфликта подальше. И уже тем более, не размещать на своей территории российскую базу. В-четвертых, расширение российского военного присутствия будет без энтузиазма, мягко говоря, воспринято в Варшаве и балтийских столицах. В этой связи перспективы восстановления отношений с ЕС и США могут и далее остаться призрачными. Ситуация в регионе кардинально поменялась. И отношение к российским истребителям со стороны европейских столиц будет резко отличаться от того, что было год назад.

Другое дело, что над А. Лукашенко довлеет вопрос выборов 2015 года, имеется масса проблем в экономике. А единственный, кто готов оказать помощь — Россия. Естественно, не за просто так. Может случиться, и скорее всего так и будет, что подкормить электорат станет более важной и насущной задачей, чем реакция Запада.

Перспектива размещение нового российского военного объекта в Беларуси становится дополнительным предметом для торга между Минском и Москвой. Белорусское руководство потребует много. Но ресурсы России тают. Да и та же Россия не заинтересована в обвале одного из режимов-участников новой путинской игрушки — ЕАЭС. Потому какие-то ресурсы Минску будут предоставлены в любом случае. Но далеко не факт, что согласие на размещение базы эту помощь способно существенно увеличить.