После подписания Украиной, Молдовой и Грузиейассоциативных соглашений с ЕС интеграционная«тройка» столкнулась с новыми вызовами. Проевропейский курс этих постсоветских стран абсолютно не устраивает Россию, и она уже подготовила адекватный ответ, в одностороннем порядке установив шлагбаум на пути украинских и молдавских товаров.

Для защиты внутреннего рынка от украинских и молдавских товаров Россия может использовать три варианта. Первый: применить 6 приложение к договору о зоне свободной торговли (ЗСТ) в СНГ. Согласно ему, страны-участницы ЗСТ могут устанавливать ненулевые ставки таможенных пошлин в страны зоны, если в результате произошел существенный рост импорта зарубежных товаров в одну из стран. Второй вариант — приостановление действия договора о ЗСТ для страны, подписавшей договор с ЕС. Сделать это можно, если удастся доказать, что страна нарушила договор, или произошли изменения, в корне меняющие ситуацию, при которой договор был подписан. К тому же, чтобы его реализовать, нужно согласие всех членов ЗСТ СНГ.

Третий вариант предполагает защитные меры по соображениям национальной безопасности. Фактически он означает полный запрет на торговлю с определенным товарным кодом. Сделать это можно, руководствуясь 16-й статьей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Но это — крайняя мера, пользоваться ею эксперты не рекомендуют.

Пока Россия устанавливает запреты на ввоз украинской и молдавской продукции, ссылаясь на несоблюдение карантинных правил, требований законодательства в области защиты прав потребителей и т. д. Далее, надо полагать, Россия «обнаружит» существенный рост импорта зарубежных товаров из Украины и Молдовы и вслед за этим установит ненулевые ставки таможенных пошлин на товары из этих стран.

По данным РБК, Минэкономразвития РФ уже разработало проект постановления, которым предусматривается введение ненулевых пошлин на импорт украинских товаров. Большинство попавших в черный список товаров — потребительские: от мяса, фруктов и овощей до мыла, шампуней и обуви. Документом предусматривается введение режима наибольшего благоприятствования, он существует у стран Таможенного союза с партнерами, с которыми не заключено дополнительных торговых соглашений. В частности, такой режим существует между ЕС и Россией. Он предполагает установление средневзвешенного тарифа на поставки товаров (сейчас около 7,8%).

Однако российские схемы защиты рынка не совершенны, поскольку импортеры могут обойти препятствия, перенаправив поставки через третьи страны, которые находятся в ЗСТ СНГ. Тем более, что таможенная «тройка» отказалась принять коллективное решение о защите своей границе. Следовательно, получается, что пока существует СНГ, Беларусь может торговать с Украиной и Молдовой без пошлин. Теоретически это позволяет товарам из Украины и Молдовы попасть на российский рынок транзитом через Беларусь.

Таким образом, становится очевидно, что после ориентации ряда стран СНГ на Европу само Содружество стало слишком обременительным для России. Если бы было можно, она вытолкнула бы страны с проевропейской ориентацией из ЗСТ СНГ. Но это невозможно, поскольку для этого нужно согласие всех стран СНГ. Между тем, сами участницы договора о СНГ покидать Содружество не собираются и, более того, усматривают в нем определенные плюсы.

В частности, советник премьер-министра Молдовы по экономическим вопросам Валерий Прохницкий на встрече с белорусскими журналистами в Кишиневе в в начале этого года заметил: то, что Молдова станет частью общеевропейского пространства, «никак не означает, что каким-то образом прервутся наши связи со странами СНГ, потому что у нас существуют договора, законодательная база, определяющая все движения». Белорусский чиновники также неоднократно заявляли о важности зоны свободной торговли в СНГ.

В то же время Беларусь и Казахстан отказались от коллективной защиты рынка Таможенного союза в ответ на подписания соглашения об ассоциации Украины и Молдовы с ЕС.

Что в этой ситуации будет делать Россия? Коль скоро она бессильна вытолкнуть Украину и Молдову из ЗСТ СНГ, то она, как можно предположить, постарается сама выйти из ЗСТ Содружества и потребует этого от партнеров по «тройке» — прежде всего от Беларуси, для которой Украина — второй внешнеторговый партнер, а Молдова в объеме товарооборота Беларуси со странами СНГ занимает 4-е место. Для Беларуси выход из ЗСТ СНГ идет вразрез с национальным интересам. Понятно, что Россия при всем желании не сможет компенсировать для Беларуси самый ликвидный для белорусских нефтепродуктов украинский рынок. Но сможет ли Беларусь, оказавшись между зоной ЗСТ в СНГ и ЕАЭС, вести самостоятельную политику в противовес России?

Беларуси уже пришлось реагировать на европейский выбор Молдовы, парламент которой первым из трех государств ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС. Наказание со стороны России не замедлило себя ждать. С 21 июля Россельхознадзор РФ, обвинив молдаван в несоблюдение карантинных правил, в самый разгар сезона ввел временный запрет на поставки свежих яблок, груш, айвы, абрикосов, вишни, черешни, персиков, нектаринов, слив и терна. В этот же день Россия ввела запрет на ввоз молдавской плодоовощной продукции.

В это же время, 21–22 июля, в Кишиневе прошли белорусско-молдавские консультации по вопросам возможных последствий для Беларуси в связи с подписанием Молдовой ассоциативного соглашения с ЕС. По их итогам белорусская сторона лишь дипломатично отметила необходимость взаимодействия двух стран с учетом участия Беларуси в ЕАЭС и ассоциации Молдовы с ЕС.

Но, надо полагать, белорусская сторона не замедлит с конкретными мерами в отношении молдавской продукции, если почувствует угрозу для своего рынка. Пока такой угрозы экспорт из Молдавии для Беларуси не несет (товарооборот между Беларусью и Молдовой по итогам 4 месяцев 2014 года составил около 100 млн. USD с положительным сальдо для Беларуси).

Аналогично и с Украиной. Хотя Беларусь и отказалась вводить пошлины на украинские товары по российскому сценарию, она попыталась фактически закрыть свой рынок для наиболее конкурентных украинских позиций нетарифными методами — путем лицензирование импорта пива и кондитерских изделий. Киев в ответ пригрозил ввести спецпошлины не только на белорусское пиво, кондитерские изделия, но и все ключевые позиции белорусского экспорта в Украину: молочные продукты, шины, электрические лампы, удобрения и холодильники. В итоге белорусская сторона вынуждена пойти на попятную — была вынуждена отменить лицензирование поставок товаров из стран-членов Договора о зоне свободной торговли.

Однако понятно, что Россия будет требовать от партнера по таможенной «тройке» принятия соответствующих мер в отношении «нежелательной» украинской продукции — во избежание проникновения ее на российский рынок.

На днях на сайте Россельхознадзора сообщалось, что Беларусь может присоединиться к ограничительным мерам России на импорт говядины, молока и молочной продукции из Украины. Главный ветеринарный врач Беларуси Юрий Пивоварчик в беседе с заместителем руководителя ведомства Евгением Непоклоновым отметил, что Беларусь усилит лабораторный контроль за ввозимой на ее территорию украинской молочной продукцией в свете того, что в 2014 году Украина поставила в нашу страну свыше 4,5 тысяч тонн молочной продукции. Также обсуждалась опасность поставок в Россию бескостной говядины через Беларусь из Украины и Молдовы.

Директор департамента внешнеэкономической деятельности министерства иностранных дел Игорь Назарук в опубликованном 3 июля интервью газете «СБ. Беларусь сегодня» заявил, что Беларусь не всегда должна присоединяться к ветеринарным и фитосанитарным запретам партнеров по ТС, в частности, России. Как было сказано, Беларусь не имеет безусловных обязательств по присоединению к запретительным мерам, инициированным ветеринарными и фитосанитарными службами партнеров по Таможенному союзу в отношении товаров из третьих стран. По словам И. Назарука, это в основном национальная компетенция, «и большей частью она связана с заботой о здоровье и безопасностью граждан». «А вот технические стандарты в Таможенном союзе постепенно перемещаются на наднациональный уровень. Однако пока они не все гармонизированы. Некоторые вступают в силу в 2017–2020 годах, то есть значительно позже, чем будет создано ЕАЭС», — заметил он.

Посол Беларуси в Украине Валентин Величко, комментируя эту тему, отметил, что процесс реализации экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС достаточно длительный и по отдельным позициям рассчитан на несколько лет. Поэтому, как было сказано, когда пойдет беспошлинная продукция, и она будет конкурентоспособна на рынках ТС, скорее всего, придется рассматривать вопрос страны происхождения. Пока сегодня никаких изъятий нет, действует зона свободной торговли, отметил В. Величко.

Однако в распоряжении Москвы остается достаточно много рычагов, чтобы заставить Беларусь плыть в ее фарватере.