Вопрос субсидирования АПК является одним из ключевых в рамках работы над договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Согласно заявлению С. Сидорского, страны Таможенного союза близки к договоренности о торговле продукцией агропромкомплекса без изъятий и ограничений. Насколько реалистична выработка общей политики по данному вопросу?
Константин Скуратович.Пока промышленники стран-членов Таможенного союза ломают головы над сокращением ненормально огромных складских запасов, над тем, как восстановить должный порядок во взаимных расчетах, как избежать угрожающего перехода к бартеру, их коллеги-аграрии переполнены оптимизмом. Не взирая на трудности.
В ЕС между прочим тоже вырабатывается консолидированный подход к аграрному вопросу. Там для производителей-аутсадеров устанавливаются льготные поощряющие цены. Чтобы не вымерли крестьяне той или иной страны на переходе к эффективной экономике.
Но: не прекратились продовольственные «войны» между российскими фермерами и белорусскими колхозниками после ухода со своего поста главного разжигателя взаимной вражды Геннадия Онищенко. Не так давно президент Казахстана Назарбаев попросту оскорбил Беларусь, утверждая, что белорусские производители наводнили рынок его страны потерявшую товарный вид говядиной. При этом правительство направило в скотоводство, самый традиционный для казахов бизнес, огромные деньги, но результата нет. Вывод: правительство усилит ответственность, повысит финансирование, введет таможенные ограничения. То есть белорусских импортеров ограничат. Представляется, у Казахстана есть для этого все возможности, и Беларуси не обретет имидж главного поставщика мяса к столу этих исконных скотоводов.
Из проданных за рубеж в январе–ноябре 2013 г. 283,5 тыс. тонн мяса и мясных продуктов в Россию экспортировано 272,8 тыс. тонн, в Казахстан — 10,5 тыс. тонн, в дальнее зарубежье — 0,1 тыс. тонн. Тоже самое и с молоком: продано 862,8 тыс. тонн, в том числе в дальнее зарубежье — 7,5 тыс. тонн, остальное в количестве 855,3 тыс. тонн в СНГ в лице ТС в пропорции 10:1 в пользу России.
Давно известно, что белорусский агропром не может конкурировать ни с европейскими, ни с американскими производителями, который поставляют выше 90% от потребностей России в импорте мясной и молочной продукции. Основные поставщики к «кремлевскому столу» — это Бразилия, Дания, Канада, США, Германия и прочие патентованные колбасники. В этот ряд допускаются белорусы, поставляющие свою продукцию в основном для электората, для социальных и централизованных наборов.
Понятно, что эти блюда подаются в политических гарнирах и под идеологическими соусами. Особенно сейчас, после Майдана, когда нужен положительный пример интеграционной политики. Приведения примеров не требует особых затрат: достаточно старое назвать новым. О чем и сообщил уважаемый г. Сидорский: стороны договорились фактическую ситуацию на рынке перевести в разряд юридической.