Официальный Минск очень хочет изменить статус отношений со своим главным кредитором — Китаем. Китай остается для Беларуси источником дешевых миллиардных кредитов, а это серьезно отягощает ее кредитную нагрузку, которая в последнее время и без того очень обременительна.

По данным Нацбанка, на 1 января 2014 года сумма плановых выплат по валютным обязательствам государства, предстоящих в течение текущего года, составила 4 млрд. 918,5 млн. USD (без учета гарантий), а суммарные валютные резервы на 1 января составляли лишь 7 млрд. 320,6 млн. USD. Получается, что краткосрочные чистые затраты государства в инвалюте уже достигли 67,2% от суммы валютных резервов.

Между тем, реальные источники погашения долга в 2014 году — 1,5 млрд. USD, — «это то, что мы можем привлечь», признал в конце прошлого года замминистра финансов Беларуси Максим Ермолович. По его словам, примерно половина денег будет заимствована на внутреннем рынке путем размещения облигаций, и 700-800 млн. USD путем размещения облигаций на внешних рынках (правда, признал он, «пока внешний рынок для нас закрыт из-за высоких ставок»).

Помимо этого, в 2014 году правительство планирует нарастить ЗВР до 8,5 млрд. USD. Причем, как отметил в ноябре белорусский премьер Михаил Мясникович, «наращивать золотовалютные резервы и выплачивать международные долги нужно только за счет приватизации, — тогда можно будет поддерживать в нормальном состоянии платежный баланс и обеспечивать экономическую безопасность».

Получить от приватизации в этом году правительство планирует 2,5 млрд. USD, но не факт, что так будет. В Беларуси не правительство принимает решения по продаже предприятий, а президент. А президенту ой как не хочется расставаться с собственностью. Уж насколько сложной была ситуация с валютой в 2013 году, и то серьезных приватизационных не было. К тому же, надо иметь в виду, что в IV квартале 2015 года в Беларуси намечено провести президентские выборы. Поэтому для белорусской власти важно в течение 2014–2015 годов не только обеспечить стабильность на финансовом рынке, но и по максимуму сохранить в своих руках «вкусные» предприятия, — чтобы было потом чем торговаться с Кремлем (в том числе за новые кредиты).

Чтобы и стабильность сохранить, и собственность не отдать, сейчас для Минска особенно важно обеспечить приток ПИИ. Привлечение европейских ПИИ для власти сопряжено с проблемами, — нужно открывать страну и либерализировать экономику. А вот Китай подобных претензий белорусскому руководству не выставляет, — почему бы его не подтолкнуть к соответствующим действиям?

Отметим, что вместо ПИИ Китай открыл для Беларуси кредитную линию для Беларуси на 15 млрд. USD, и примерно 1/3 этой суммы Беларусь уже выбрала. Однако связанные китайские кредиты уже становятся обременительными, поскольку увеличивают внешний долг страны. Белорусскому руководству хочется выскользнуть из кредитных клещей Китая путем перехода на иной уровень сотрудничества — инвестиционный.

Ожидаемый переход на иной уровень

Прямых инвестиций из Китая, обладающего, пожалуй, самыми большими в мире инвестиционными ресурсами, в Беларуси практически нет. Объем ПИИ из Китая в Беларусь в 2010 году составил 28,5 млн. USD, в 2011 году сумма — 9,4 млн. USD, в последние годы она выросла незначительно. Поэтому одной из главных миссий визита белорусского премьера Михаила Мясниковича в Китай 19–23 января был запуск инвестиционного сотрудничества с этой страной. «За последние годы в Беларусь поступило около 50 млрд. USD прямых иностранных инвестиций. При этом из Китая — всего 195 млн. USD», — заметил М. Мясникович в интервью китайской газете China Daily в Пекине 21 января.

В ходе визита в Китай стороны приняли дорожную карту сотрудничества на ближайшие 5 лет (2014–2018 годы). В ней сказано, что стороны переходят на принципиально новый уровень экономических взаимоотношений — от торгового и кредитного сотрудничества к инвестиционному. В дорожную карту включено более 150 проектов, в том числе около 15 проектов по производству новых строительных материалов с использованием цемента в качестве сырья.

Отметим, что недавно за счет китайских кредитов завершилась модернизация белорусской цементной отрасли. Программа модернизации этой отрасли разрабатывалась 5 лет назад на фоне строительного бума и дефицита цемента. Однако сроки реализации проектов неоднократно переносились. За 2008–2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд. USD. В результате производство цемента в Беларуси к концу 2013 года увеличилось в разы, но к этому времени ситуация на этом рынке принципиально поменялась — строительный бум закончился. В результате сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода, и все они убыточны.

Новые 15 проектов по производству новых строительных материалов, которые включены в дорожную карту, будут реализованы за счет китайских кредитов по аналогичной схеме?

Пока — только намерения

По замыслу белорусского руководства, восполнить дефицит китайских ПИИ в отечественную экономику должен масштабный инвестпроект по строительству Китайско-белорусского индустриального парка. В Пекине белорусскому премьеру пришлось повторно рассказать о его прелестях и преимуществах.

Беларусь создала беспрецедентные условия льготного режима налогообложения для резидентов парка. По словам М. Мясниковича, это так называемая схема «10+10»: в первые 10 лет резиденты Китайско-белорусского индустриального парка освобождаются от налогов, а в следующие 10 лет налогообложение будет составлять половину от действующего. А. Лукашенко ранее заявлял, что реализация этого проекта позволит стране дополнительно получить 45 млрд. USD. «Они готовы привлечь самые передовые компании в нашу страну. Это выгодно нам и Китаю, другим — не очень», — сказал он.

В то же время посол КНР в Беларуси Гун Цзяньвэй в интервью газете «Республика» в октябре 2013 года пояснил, что основная идея индустриального парка заключается в том, чтобы сначала создать промышленную площадку с привлекательным инвестиционным климатом. «Здесь будут работать не только китайские и белорусские инвесторы, но и, я бы подчеркнул, главным образом инвесторы из третьих стран, инвесторы с мировыми именами», — дипломатично заметил Гун Цзяньвэй.

Однако инвесторов из третьих стран еще надо дождаться. Пока же одним первых резидентов парка станет, судя по всему, китайская корпорация ZTE (компания намерена реализовать в парке проект по созданию мощностей по производству телекоммуникационного оборудования). В Пекине с этой корпорацией была подписана дорожная карта с конкретными сроками, в которые ZTE должна разработать ТЭО, бизнес-план, а также зарегистрироваться в парке и т. д.

В свою очередь корпорация СITIC Construction Ltd (она занималась модернизацией белорусских цементных заводов) заявила о том, что теперь она будет заниматься в Беларуси не подрядной деятельностью, а инвестиционной. Весной 2014 года она планирует приступить к строительству завода по производству кальцинированной соды мощностью 200 тыс. тонн в год. Однако вхождение китайской компании в данный проект будет очень осторожным. СITIC намерена инвестировать лишь 15% от стоимости контракта, зато готова помочь Минстройархитектуры привлечь кредитные ресурсы китайских банков.

М. Мясникович не пожалел красноречия, чтобы сагитировать на ПИИ в белорусскую деревообработку крупнейшую китайскую государственную инвестиционную госкорпорацию ChinaInvestmentCorporation (CIC). «Это не только увеличение взаимной торговли, но и производство, а также реализация продукции совместно. То есть то, что мы называем некой точкой невозврата, когда бизнес делается на многие годы», — убеждал белорусский премьер.

Однако реакция директора департамента по международному сотрудничеству CIC Лю Фанюй была сдержанной. Отметив, что сейчас китайские инвестиции в проекты в Беларуси не очень большие, но CIC готова их рассмотреть, если они будут отвечать концепции компании и ее ожиданиям доходности.

Достаточно осторожные высказывания представителей крупнейших китайских корпораций не помешали, тем не менее, оптимистичным выводам, озвученных в официальных СМИ. Правда, и они оказались достаточно скупы.

Как было заявлено, помимо СITIC, о готовности инвестировать в белорусскую экономику в ходе встреч с М. Мясниковичем заявили Китайская национальная машиностроительная корпорация Sinomach (обсуждалась возможность создания энергонасыщенных тракторов), Китайская корпорация Beijing Uni-ConstructionGroupCo., Ltd. (BUCC) — сейчас она строит жилой комплекс в микрорайоне Лебяжий и гостиницу «Пекин» и готова принять участие в строительстве жилья в белорусских городах-спутниках.

Белорусская сторона также рассчитывает, что китайский бизнес заинтересует идея строительства транспортно-логистического центра на базе из аэропорта на границе с Европейским союзом — в Брестской или Гродненской областях.

И снова — связанные кредиты

Похоже, Беларусь не дождется большого объема ПИИ из Китая. Впрочем, не блестящим образом обстоят дела и с реализацией проектов за счет связанных кредитов. Неслучайно премьеру на встрече с руководством корпорации SINOMACH (дочерняя компания SINOMACH — САМСЕ — реализует на базе Светлогорского ЦКК инвестпроект строительства завода беленой сульфатной целлюлозы мощностью 400 тыс. тонн в год стоимостью 800 млн. USD) пришлось просить не сорвать сроки его запуска.

Тем не менее, Мясникович предложил SINOMACH построить в Светлогорское еще установку по производству вискозной целлюлозы. На это понадобится 35 млн. USD, — их белорусская сторона намерена привлечь у Китая в виде связанного кредита. Похоже, партнер не очень проникся этой идеей, если М. Мясниковичу пришлось его в этом убеждать.

Как было сказано, в Беларуси, в отличие о других стран, китайские компании по сути избавлены от коммерческих рисков. Это огромное преимущество, которое белорусское правительства создало китайским компаниям для их работы в Беларуси, подчеркнул М. Мясникович. «Вы выступаете как подрядчики и осуществляете проекты за счет тех кредитных ресурсов, которые заимствуют или наши предприятия под гарантии правительства, или непосредственно правительство. Таким образом, у вас есть полная гарантия оплаты за свои услуги, и вы не несете никаких рисков, связанных с состоятельностью заемщика, а также других вопросов, которые имеют место быть при реализации коммерческих проектов», — убеждал Мясникович.

За связанные китайские кредиты с ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМСЕ» белорусская сторон также планирует реализовать проект большой химии на ОАО «Могилевхимволокно». Речь идет о строительстве нового полиэфирного комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) стоимостью около 300 млн. USD.

Справка

Китайская национальная машиностроительная корпорация (SINOMACH) — одна из крупнейших в Китае госкорпораций. В настоящее время в Беларуси входящие в состав корпорации SINOMACH дочерние компании участвуют в реализации ряда крупных проектов, в числе которых Китайско-белорусский индустриальный парк (партнеры — корпорация САМСЕ), строительство завода по производству беленой сульфатной целлюлозы (партнеры — корпорация САМСЕ и ОАО «Светлогорский ЦКК»), строительство Витебской ГЭС (партнеры — корпорация CNEEC и Витебскэнерго) и др.

Корпорация ZTE — один из мировых лидеров в области производства телекоммуникационного оборудования и поставщиком готовых сетевых решений. На рынке телекоммуникаций Беларуси корпорация работает с 2001 года.

СITIC Construction Ltd. — одна из дочерних компаний финансовой корпорации СITIC Group Corporation. Основными направлениями деятельности компании являются выполнение подрядных работ по строительству инфраструктурных объектов, метро, объектов недвижимости, спортивных объектов, экспортно-импортные поставки механического и электронного оборудования.

China Investment Corporation — крупнейший в мире инвестиционный фонд, созданный китайским правительством, чтобы инвестировать в зарубежные проекты. В Беларуси CIC выступает одним из соинвесторов в проекте по по строительству в Минске гостиничного комплекса «Пекин».