В субботу 2 ноября президент Лукашенко назначил Леонида Мальцева председателем Государственного пограничного комитета. Чем можно объяснить такое кадровое решение?
Алексей Медвецкий. Поспешный перевод Леонида Мальцева с поста Государственного секретаря Совета безопасности на должность председателя Госпогранкомитета, скорее всего, объясняется сложной управленческой ситуацией в ГПК. Поэтому, несмотря на выходной день, в экстренном порядке генерал-полковник Мальцев был переведен на место полковника Боечко, а должность Госсекретаря Совбеза до сих пор остается вакантной.
Определенно, что эти перестановки являются эхом скандальной «плюшевой бомбардировки» в июле прошлого года и последовавшим за ней сильным кадровым потрясением в высшем руководстве ГПК. Полковник Боечко был назначен руководителем комитета в августе 2012 г. вместо Игоря Рачковского. Известно, что эти решения вызвали неприятие среди руководящего состава комитета — вплоть до того, что президенту Лукашенко пришлось отреагировать публично. В феврале 2013 г. президент опроверг слухи о том, что полковник Боечко якобы не вхож к президенту.
Поэтому следует предположить, что новому руководителю ГПК не удалось подчинить себе комитет и завоевать достаточное доверие ближайших подчиненных и главы государства. Косвенно это подтверждает тот факт, что Александр Боечко так и остался в звании полковника и не пошел на повышение, в то время как его предшественнику Рачковскому было присвоено звание генерал-майора уже через 5 месяцев после назначения.
Наконец, после скандала со шведским самолетом ГПК Беларуси регулярно фигурирует в информационных сводках по неприятным поводам: от таранных прорывов пунктов пересечения границы автомобилистами до задержаний нелегальных мигрантов из Беларуси (преимущественно граждан Грузии) пограничниками соседних государств. Наконец, последней каплей вполне могла стать история с крушением в октябре на Волыни украинского АН-2, который перевозил 50 тысяч пачек белорусских сигарет «NZ».
О последнем событии очень мало информации. Но если имело место повторение истории с «плюшевым десантом», и этот сигаретный перевозчик снова проскочил через известное слабое звено в системе охраны государственной границы в воздушном пространстве, то тогда назначение Мальцева выглядит логично — как работа над ошибками, поскольку устранение таких слабых звеньев входит в компетенцию Совбеза.
Наконец, все эти скандальные истории на западной белорусской границе плохо отражаются на имидже и ГПК, и всего государства, особенно накануне важного международного события — Чемпионата мира по хоккею в следующем году. Назначение Мальцева говорит о том, что сегодня он пользуется наибольшим доверием президента среди белорусских силовиков и поэтому регулярно призывается на роль антикризисного управляющего. Именно Мальцев представлял общественности меры по защите внутреннего рынка от стихийного потребительского экспорта в 2011 году. Он же руководил проверкой КГБ после трагедии с самоубийством офицера в 2012 году. Вероятно, теперь пришел черед навести порядок на границе.