О необходимости реформ у нас пишется много, и необходимость эта так или иначе очевидна. Однако можно довести объект, скажем, страну до такого состояния, что любое действие, даже направленное на улучшение состояния в перспективе, приведет к резкому ухудшению ситуации. Во всяком случае в начальный период преобразований. И наша власть довела страну именно до такого состояния. Рассмотрим для иллюстрации несколько примеров.
Девальвация
Если девальвацию провести, то это вызовет сильную социальную напряженность в обществе и окончательно уронит рейтинг «сами знаете кого» — хотя до революция дело вряд ли дойдет. Граждане девальвацию, в общем-то, ожидают, хотя, естественно, не приветствуют. Но восставать не планируют, разве что разбегаться из страны станут активнее. Именно это обстоятельство, а не некая гипотетическая революция, является едва ли не главным отрицательным моментом девальвации: «простой» исход превратится в «повальное бегство».
Но, с другой стороны, если девальвацию не провести, то это обрушит финансовую систему и скажется на экономике в целом. С ускорением снижающийся экспорт окончательно сойдет на нет. Банки не смогут обеспечивать вкладчикам доходы в 40-50% годовых, в пересчете на долларовый эквивалент: именно так и получается, если курс стабилен, а проценты по рублевым вкладам иногда превосходят и 50%. Должники не смогут выплатить долги, которые они нахватали в огромных количествах под 60-70% годовых. При стабильном курсе выплата таких процентов невозможна. Такого превышения доходов над расходами не имеют ни граждане, ни предприятия, ни государство в целом.
К тому же «девальвационное» давление оказывает и еще один фактор.
Зарплаты
При росте ВВП на 1% процент (да и то «притянутом за уши» росте, поскольку промышленное производство при этом снижается), зарплаты в стране выросли почти на 20%. Многие эксперты критикуют такую «стратегию» властей, и справедливо критикуют.
С другой стороны белорусские зарплаты являются одними из самых низких в регионе, а цены — одними из самых высоких. Иными словами, в сопредельных странах работники аналогичных профессий живут лучше белорусов. Таким образом, имеет смысл искать приложение своим силам за пределами «процветающей». И уменьшение или даже замораживание зарплат эту тенденцию только усилит. Можно, конечно, попытаться привезти «дешевых» работников из Бангладеш, взамен «выбывающих», как предлагают некоторые представители власти, но и тут возможен свой «цугцванг».
Кадры из Бангладеш
Справедливости ради стоит заметить, что покамест особых проблем с мигрантами у нас нет. Ну так и мигрантов пока еще немного. Но пример некоторых соседей показывает, что когда их много, то и проблемы возникают большие. Взять, к примеру, нашу восточную соседку. В России проблемы с мигрантами обострились настолько, что этим озабочено все общество снизу доверху. В то же время взять и просто изгнать мигрантов из страны уже нельзя. Кто тогда будет улицы мести, кирпичи класть и работать на овощебазах? Одним из выходов видится замещение «неправильных» мигрантов, мигрантами из «социально близких» стран, типа нашими белорусами. Но ведь мы привлекать в страну россиян не сможем, а с кадрами «из Бангладеш» однозначно возникнут проблемы.
Разгрузка складов
Это — еще одно положение цугцванга. Отдать неликвиды за бесценок, ниже себестоимости, значит еще больше усугубить финансовые проблемы предприятий. Ведь они и так в долгах по уши, а такая продажа прибыли не принесет, только убытки. Попытаться продать с большой прибылью, которая компенсирует все, в том числе и фантастические проценты по кредитам, — значит не продать вообще никогда, а складские «завалы» продолжат расти. Так что нужно переходить к выпуску востребованных рынком товаров, но для этого надо перестраивать производство и сбыт. А для этого нужны деньги, которых нет, товары же не продаются или продаются без прибыли. Выход в привлечении прямых иностранных инвестиций, в приватизации, но власти делают все, чтобы этим процессам воспрепятствовать, чтобы их остановить или, как минимум, максимально притормозить. Поскольку желания что-то реально менять — тоже нет. Могло бы помочь и техническое содействие развитых стран в проведении настоящей модернизации, но и тут мы делаем все, чтобы этого не допустить.
Конечно, это далеко не все примеры. Но и вышеприведенных достаточно, чтобы показать, что цугцванг налицо.
Ко всему прочему власти попали в жесточайший цейтнот.
Цейтнот
Наша власть, похоже, считает, что любое действие, ту же реформу экономики, можно провести в любое «удобное» время. А можно и отложить, если время «не удобное». Это ошибочное суждение. Для любого действия есть оптимальное время, когда вероятность успеха почти гарантирована; есть время, когда шансы «пятьдесят на пятьдесят»; затем наступает момент, когда время упущено. И если время окончательно упущено, то даже правильные в теории действия могут оказаться безуспешными.
Сначала нужно выбирать между хорошим и лучшим, потом — наименьшее из двух зол. В нашем случае, если власть еще протянет с реформами, то и «меньшего зла» уже не будет, выбирать придется между «намыленной веревкой» и «пистолетом», то есть все варианты могут оказаться очень плохими. Так что время уходит, оно практически исчерпано. Даже реформы могут уже и не принести успеха, хотя какие-то минимальные шансы пока еще остаются. Но если их так и не начать проводить, катастрофа гарантирована.
Невозможно за день, за месяц или за полгода решить проблемы, которые мы упорно и целеустремленно накапливали двадцать лет без малого. Вот, скажем, Китай, на опыт которого любит ссылаться наша власть. Там реформы начались аж в 1979 году, а их результаты отчетливо начали проявляться только к началу следующего века. А даже через десять лет, к примеру, в 1989 году китайскими успехами еще никто не восхищался, поскольку они особенно не были заметны. Беларусь — страна поменьше, но все равно в одночасье ее не перестроишь. Поэтому ждать пока «жареный петух не клюнет» не следовало бы. А наша власть ждет, стратегические проблемы не решает, и очень похоже, что уже почти дождалась. Она занимается исключительно «латанием дыр», исключительно текущими завалами. Их тоже надо разгребать, но без решения стратегических проблем это ничего по сути не решает. Чем больше власть суетится, тем больше текущих завалов образуется. Цугцванг и цейтнот наступает везде.