11 октября на пресс-конференции для российских журналистов А. Лукашенко заявил, что построил бы Эмираты в своей стране, не будь перечисления в Россию вывозной пошлины за нефтепродукты. «Мы перечисляем в бюджет России только за нефтепродукты, вывезенные на запад, четыре миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты», — сказал А. Лукашенко. По его словам, президент России Владимир Путин пообещал с 1 января 2014 года отменить эти платежи. «В противном случае мы в Таможенный союз никого не затянем», — добавил он.
Когда были «растворители», платежи устраивали
Беларусь получает в рамках Таможенного союза российскую нефть без пошлины, но перечисляет в российский бюджет вывозные пошлины за нефтепродукты, произведенные из этой нефти.
По итогам 2012 года Беларусь перечислила в бюджет России 3,85 млрд. USD экспортных пошлин на нефтепродукты. По итогам 2011 года эта сумма была заметно ниже — 3,070 млрд. USD. (Кстати, если в 2011 и 2012 года Нацбанк регулярно озвучивал данные об уплате экспортной пошлины в российский бюджет, то в 2013 году такая статистика не публикуется).
А теперь сравним физические объемы экспорта нефтепродуктов из Беларуси, В 2012 году объем экспорта составил 17,454 млн. тонн, в то время как в 2011 году — 15,742 млн. тонн. Налицо явный рост и объемов экспорта, и платежей в российский бюджет.
Однако не стоит забывать, что минувший год войдет в историю отечественной нефтянки как год небывалого расцвета «растворительного» бизнеса, который помог создать иллюзию благополучия белорусской экономики. Экспорт материалов смазочных в 2012 году увеличился в 3,1 раза по сравнению с 2011 годом — до 1,639 млн. тонн, Растворителей и разбавителей сложных было поставлено из Беларуси было поставлено на экспорт 3,252 млн. тонн (в 2011 году — 2,078 млн. тонн). Кроме этого, нефтетрейдеры активно экспортировали, а в прошлом году биодизельное топливо.
Фокус в том, что экспорт этих сублимированных нефтепродуктов позволили Беларуси не платить вывозную пошлину в российский бюджет, отличие от традиционных нефтепродуктов. Понимая уязвимость этих схем, белорусская сторона до недавнего времени не выражала публичного недовольства растущей долей российского нефтяного пирога.
Осенью прошлого года под давлением России Беларусь вынуждена была свернуть «растворительный» бизнес. Вслед за этим стала улетучиваться и иллюзия финансового благополучия белорусской экономики. В последние месяцы прошлого года объем промышленного производства стал снижаться примерно на 0,4 млрд. USD в месяц.
Принципиальной ломки правил не ожидается
Итак, «золотое время» белорусской нефтянки осталось в прошлом, а так хочется его продлить… Но Лукашенко неслучайно именно теперь заговорил об отмене экспортных пошлин.
Политики таможенной «тройки» поставили перед собой цель к 1 января 2015 года создать Евразийский экономический союз (ЕЭС). Причем, 29 мая этого года в Астане президенты России, Беларуси и Казахстана договорились, что Евразийский экономический союз начнет свою работу без изъятий и ограничений.
Белорусский президент понимает, что надо торговаться за условия создания ЕЭС сейчас, на этапе подготовки судьбоносного документа, ибо потом будет поздно. Напомним, что Беларусь получила от России то, чего так долго добивалась при создании Таможенного союза — беспошлинную российскую нефть и нефтепродукты — с 1 января 2011 года.
Новые правила игры были заложены в Соглашении о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Беларуси за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Это соглашение правительства России и Беларуси подписали 9 декабря 2010 года. В соответствии с ним Беларусь полностью унифицировала ставки экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты до российского уровня. Данным документом также предусмотрено, что российские нефть и нефтепродукты поступают в Беларусь беспошлинно и без ограничений по объему. При этом пошлины от экспорта нефтепродуктов с территории Беларуси в страны вне Таможенного союза полностью перечисляются в бюджет РФ.
Помимо этого, Беларусь получила еще один «пряник»: возможность самостоятельно экспортировать свою нефть (и при этом, подчеркнем, платить экспортную пошлину не в российский, как в случае с нефтепродуктами, а в белорусский бюджет). Однако действие данного соглашения не распространяется на нефть из третьих стран, а также на нефтепродукты, произведенные из этой нефти.
Стороны также договорились, что соглашение от 9 декабря 2010 года прекращает действие одновременно со вступлением в силу соглашения между Беларусью, Казахстаном и РФ о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), но не позднее 31 декабря 2013 года. Если же к 31 декабря 2013 года такое соглашение не вступит в силу, то действие действующего соглашения может продлеваться на каждый последующий календарный год (решения о его продлении оформляется протоколами к действующему соглашению).
Похоже, нефтяное соглашение «тройки» еще не подготовлено. Поэтому 7 октября 2013 года А. Лукашенко своим указом одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект Протокола между правительствами Беларуси и Российской Федерации о продлении действия Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории республики за пределы Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. На проведение переговоров и подписание Протокола уполномочен член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас.
Белорусская доля нефтяного пирога снижается
О чем стороны договорятся при подписании этого документа, пока неизвестно. В то же время очевидно, что белорусская сторона не собирается разрывать данное соглашение, а значит заявление А. Лукашенко о возможном отказе от платежей в российский бюджет с 1 января 2014 года (что, по его словам, пообещал В. Путин) является не более, чем его желанием.
Тем не менее, здесь не все так однозначно. По имеющимся данным, профильные белорусские чиновники также недовольны стремительным ростом экспортных пошлин в российский бюджет. По этой причине они обсуждали возможность возврата к механизму межбюджетного распределения экспортных пошлин. Напомним, что ранее в Союзном государстве Беларусь и Россия имели договоренности о разделе экспортных пошлин между бюджетами стран в пропорции 85:15 (в пользу РФ). Белорусская сторона не прочь к нему вновь вернуться, если этот механизм позволит ей быть в выигрыше.
Пока очевидно лишь одно: у белорусской стороны есть большое желание снизить перечисления в российский бюджет. И определенная логика в этих доводах есть.
Беларусь начала перечислять в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, полученные из российской нефти, с 1 февраля 2010 года. В то время пошлина на светлые нефтепродукты составляла 67% от экспортной пошлины на нефть, на темные — 47%. Но уже с 1 мая 2011 года Беларусь вслед за Россией вынуждена была ввести фактически запретительную экспортную пошлину на бензины, а с 1 июля также пошлину на нафту и газойль, что еще более ухудшило финансовое положение белорусских заводов.
С 1 октября 2011 года Россия принципиально изменила налоговую политику в нефтяной отрасли. Она ввела режим налогообложения «60-66». То есть, экспортная пошлина на нефть снизилась примерно на 7% и увеличилась пошлина на нефтепродукты с 55% до 66% от нефтяной с одновременным выравниванием пошлины на светлые и темные нефтепродукты.
Аналогичный режим в рамках соглашения с РФ по унификации таможенных пошлин ввела с 1 октября и Беларусь. В результате дельта между пошлинами на нефть и нефтепродукты (на чем, собственно, и зарабатывала белорусская нефтянка) заметно сократилась, то есть снизился и объем субсидирования белорусской нефтепереработки за счет России.
Это и стало причиной быстрого увеличения доли РФ при распределении нефтяных дивидендов от переработки российской нефти. К примеру, если по итогам первого полугодия 2011 года Беларусь перечислила в российский 1,2 млрд. USD экспортных пошлин на нефтепродукты, то во втором полугодии — уже 1,870 млрд. USD.
Однако на этом налоговая реформа российской нефтянки не заканчивается. В 2015–2016 годах правительство РФ рассчитывает пополнить 468 млрд. рублей от повышения пошлины на экспорт темных нефтепродуктов до 100% от нефтяной (сейчас — 66%). Это решение о выравнивании пошлин на нефть и мазут принято давно. Цель — стимулировать нефтяников снижать долю мазута в балансе НПЗ. В США это около 5%, в Европе — 15%, в России — 27-28%, а на некоторых заводах — свыше 40%.
Однако будет ли приято такое решение, пока не ясно, учитывая, что рост налоговой нагрузки создает серьезные риски для российской нефтяной отрасли (эксперты говорят о возможном разорении нескольких российских НПЗ и дефиците автомобильного топлива).
Тем не менее, российская сторона вряд ли станет реагировать на претензии недовольных растущим урезанием белорусской доли от общего нефтяного пирога. Еще на этапе создания Таможенного союза Россия предупредила белорусов, что намерена менять свою налоговую политику в нефтяной отрасли. Так что Беларусь должна была быть готова к новым налоговым новшествам.
По крайней мере, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко это, похоже, понимает. Во время выступления на Белорусском энергетическом и экологическом конгрессе 16 октября он напомнил, что Беларусь в рамках соглашений по Таможенному союзу получает нефть беспошлинно. «Например, при мировой цене 800 USD за тонну мы платим 380 USD, когда импортируем нефть. Но так долго продолжаться не будет», — сказал В. Семашко. И рассказал почему. По его словам, сейчас российское правительство обсуждает варианты пересмотра формулы цены нефти, формулы расчета налога на добычу полезных ископаемых и формулу исчисления таможенных пошлин на нефть.
Тем не менее, если в канун подписания судьбоносного Договора о создании ЕЭС А. Лукашенко затеет публичный торг о переделе общего нефтяного пирога, Кремль окажется в непростом положении.