Последние события вокруг ареста российского топ-менеджера еще раз обратили внимание на тот давно общеизвестный факт, что белорусская власть плотно и целенаправленно окружила себя врагами, внутренними и внешними, и увлеченно воюет со всеми. На все остальное времени уже практически и не остается. Но кто много воюет — тот плохо торгует, как говорят. И наоборот.

Для бизнеса, для сферы конкурентной борьбы, это довольно верно. Часто все силы бросают на борьбу с конкурентами, при этом про потребителя просто забывают. Такой бизнес обязательно ждет крах, даже если в войнах с конкурентами и удается одерживать победы. Например, железнодорожные компании США на рубеже XIX–XX веков в очень жесткой форме конкурировали между собой, причем там было и покруче, чем в нашем случае, доходило до оружия и диверсий против конкурентов. «Дикий капитализм», одним словом. Однако, при этом конкурирующие стороны напрочь забывали про интересы пассажиров и развитие собственных технологий. И сегодня подавляющее большинство американцев ездит на автомобилях или летает самолетами, а железные дороги в США сохранились во многом как историческая диковинка. Генри Форд, один из невольных могильщиков железнодорожного бума в США принципиально отказался от подобных методов конкуренции, сосредоточившись на том, чтобы сделать свой продукт более доступным для потребителя. За счет этого и победил. «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы» (Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения»).

Там же, где железнодорожники думали о потребителе и собственном развитии, а не только о войне с конкурентами, железные дороги сохранили свою нишу, в некоторых странах весьма существенную. Так, к примеру, скоростные поезда очень успешно теснят авиацию при поездках на средние расстояния, но в США их фактически нет, хотя страна и не отсталая. На рынке все же лучше работать рыночными методами.

События же вокруг конфликта с «Уралкалием» еще раз с очевидностью подтвердили тот факт, что белорусская власть просто не умеет работать по рыночным правилам и, самое прискорбное, агрессивно не желает этому учиться. «Уралкалий» переиграл белорусских «бизнесменов» рыночными методами, хотя и жестокими. Белорусские власти ответила привычными силовыми методами, которые они всегда активно использовали и используют против бизнеса внутри страны. Но совсем не факт, что эти методы принесут успех в отношении российского и прочего иностранного бизнеса. А в долгосрочной перспективе проигрыш неизбежен. Ведь невозможно выиграть силовыми методами в конкурентной борьбе с бизнесом всего мира. И далеко не очевидно, что «Уралкалий» будет повергнут в прах. Предыдущий опыт тоже должен был показать, что силовые методы в бизнесе — далеко не гарантия успеха. Вот, к примеру, в свое время Марата Новикова власти не повергли в прах, но лишь поставили на грань выживания «Спартак» и «Коммунарку» и ничему при этом не научились. А ведь Новиков и сам признает, что помельче «Уралкалия» будет. «По уровню я, конечно, весьма далеко от гендиректора „Уралкалия“. Я далеко внизу от того уровня, на котором находится арестованный белорусскими властями олигарх», заявил Марат Новиков в интервью «Еврорадио».

Это точно, как если некто, вчистую проигрывая шахматную партию, в истерике хватает шахматную доску и бьет ею противника по голове. Некоторые из зрителей, возможно, даже и аплодировать будут: «как крут!». А на деле — нисколько. На бойцовский ринг идти он боится, видимо, понимает, что там у него нет шансов. Иначе не шел бы в «шахматы». Так и наша власть. В бизнесе и сопутствующей ему конкурентной борьбе ее навыки близки к нулевым, но и военного противостояния ни с Россией, ни с Польшей, ни даже с Украиной ей не выдержать. Правда, когда такой «шахматист» у власти, проблем вроде бы и нет. Объявляется, что таковые вот у нас уникальные правила игры в шахматы. Но власть «шахматиста» не распространяется на весь мир, а играть по общепринятым правилам он не умеет, да и категорически не желает. Поэтому исход партии «в мировом масштабе» предрешен.

И если мы все же хотим построить европейское, цивилизованное государство, то от «пацанских» привычек придется избавляться, равно как и от уникальных «боевых шахматных правил» тоже. Иначе нам же будет хуже. Ведь можно в конце концов нарваться и на «шахматиста» с пулеметом. Вот, например, «друг Саддам» и «брат Муамар» тоже пытались навязать миру свои уникальные правила игры и в течении пары десятков лет как будто даже успешно, но где они сейчас? И где их правила?

В экономике, как и в шахматах, для победы очень важно умение просчитывать последствия на несколько ходов вперед. Наша власть этого делать, похоже, не умеет. Скажем, сейчас окончательно потеряли всякий смысл планы строительства в Беларуси производств, ориентированных на экспорт в Россию. Это ведь далеко не первый «взбрык» нашей власти и, можно быть уверенными, вовсе не последний. И всегда Россия отвечает ограничением белорусского импорта в свою страну. Плюс теперь станет проверять соответствие наклеек «Зроблена у Беларусi» реальному происхождению товаров.

Поэтому, зачем, к примеру, «хорошим восточным братьям» строить разрекламированный «технопарк», если экспорт из него в Россию постоянно будет под угрозой? Нет, проект не закроют совсем: не только наши власти, но и их партнеры-соучредители терять лицо не любят, но может так получиться, что строительством очередного казино и парочкой отелей все и ограничится. Ну еще наши власти что-нибудь построят за счет связных кредитов. Но грандиозные надежды в целом, в том числе и на громадные прямые инвестиции, скорее всего, уже не оправдаются.