? Какой политический эффект имеет распад Белорусской калийной компании для белорусской правящей группы? Какими выглядят позиции белорусской стороны в этом канфликте?
Алексей Медвецкий. Во-первых, брошена тень на медиаторские возможности белорусской части двусторонней переговорной комиссии, созданной президентом Лукашенко специально для разрешения спорных вопросов внутри БКК. Во-вторых, резко возросли ставки по двусторонним соглашениям, которые заключила белорусская делегация во время недавнего турне по странам Азии и Ближнего Востока. Судьба «Беларуськалия» во многом зависит от того, сможет ли правящая группа использовать эти рынки для роста объемов продаж своих удобрений и валютной выручки.
Главный политический эффект состоит в том, что «Уралкалий» сыграл на опережение и заставил белорусскую сторону оправдываться. Кроме этого, ряд заявлений гендиректора Баумгертнера, случайно или нет, бросают тень на договороспособность членов двусторонней комиссии, в которую от белорусской стороны входили и два высокопоставленных куратора: помощник президента по безопасности Виктор Лукашенко и председатель Комитета госбезопасности Валерий Вакульчик. В частности, скандальное решение о выходе из БКК было принято в одностороннем порядке, что подчеркивает формальный характер переговорной комиссии.
Достаточно предсказуем был медийный эффект от этого скандала: государственная компания «Беларуськалий» продемонстрировала, что не готова вступать в информационные боевые действия против «акул бизнеса» из «Уралкалия» и заняла выжидательно-оборонительную позицию. В ответ на глобальную медийную атаку россиян был сделан осторожный выпад о несоблюдении «Уралкалием» принципа исключительности в торговле через БКК, а также обнародован минимум информации о новой стратегии компании. Очень похожим образом вели себя белорусские власти три года назад во время белорусско-российского газового конфликта, что в конце концов привело к продаже «ржавой трубы».
Но все эти детали лежат на медийной поверхности и относятся скорее к сфере маркетинга. Более серьезная проблема видится в другом. Через неделю после скандального известия о разрыве отношений между партнерами по БКК можно утверждать, что руководство компании «Уралкалий» предложило «Беларуськалию» вступить в гонку на выживание при падающих ценах на рынке калийных удобрений. Вероятно, расчет был сделан на то, что «Беларуськалий» не выдержит этого состязания и рано или поздно сдастся на милость своего более нахрапистого конкурента.
Для информации. За январь–май 2013 года Беларусь экспортировала 2,65 млн т хлористого калия на сумму USD 1,02 млрд при средней цене USD 386 за тонну. За тот же период прошлого года было экспортировано 2,55 млн т на сумму USD 1,14 млрд при средней цене USD 448 за тонну. Другими словами, на фоне падающих мировых цен избранная «Беларуськалием» на 2013 год стратегия «рынок возьмем объемами, а не ценой» пока не приводит к росту выручки. Поэтому если поверить прогнозу о том, что вследствие распада БКК уже в ближайшие месяцы средняя цена на хлористый калий в мире упадет до уровня USD 300, то «Беларуськалию» будет особенно сложно осуществлять такую стратегию.
Таким образом, главный вопрос сегодня заключается в том, насколько хорошо сработают те политические договоренности, которые правящая группа во главе с президентом заключила во время своего турне по странам Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и официального визита в Китай, не говоря уже о прежних договоренностях на перспективном рынке Латинской Америки. Хорошая новость уже пришла из Катара о заключенном рамочном соглашениио продажах удобрений через катарского трейдера «Мунтаджат». Ближайшее время покажет, удастся ли «Беларуськалию» опередить «Уралкалий» на этих и других рынках.