Как и ожидалось, Кремль с помощью нефтяного рычага мобилизует белорусские власти на принятие решений по важным для российского бизнеса сделкам.

В числе первых после декабрьских встреч в Москве на высшем уровне оказались договоренности по экспорту калийных удобрений через совместную компанию — ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК, акционерами ее являются «Уралкалий» и «Беларуськалий»). Это случилось 28 декабря, во время визита в Минск главного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова. По «странному» стечению обстоятельств, именно в эти дни в Москве решался важнейший для Беларуси вопрос — нефтяной.

27-28 декабря в Москве находилась белорусская делегация под руководством первого вице-премьера Владимира Семашко. Ее визит также оказался результативным. Как сообщила пресс-служба белорусского правительства, в первом квартале 2013 года Беларусь получит 5,75 млн. тонн нефти (хотя российская «Транснефть» до недавнего времени твердо заявляла, что объем поставок нефти в Беларусь составит 18,5 млн. тонн — то есть, каждый квартал по 4,6 млн. тонн). Таким образом, итоговая цифра рассчитана исходя из годового объема 23 млн. тонн, на чем и настаивала белорусская сторона. При этом согласование баланса продолжится в следующем году.

Несмотря на усилия А. Лукашенко и его переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, баланс по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2013 год Беларусь и Россия пока не подписали.

Надо полагать, что это — дело времени и следующих совместных сделок «по более глубокой кооперации». По крайней мере, именно таким видится этот процесс после частично разрешившихся чудесным образом на финише года нефтяной и калийной проблем.

Заметим, что почва для недавнего визита в Минск главного акционера «Уралкалия» С. Керимова была подготовлена на высшем политическом уровне. 19 декабря А. Лукашенко и В. Путин в Москве обсуждали вопросы «экономического взаимодействия», в том числе формирование нефтяного баланса, а также, как сообщила пресс-служба белорусского президента, белорусско-российское взаимодействие в сфере экспорта калийных удобрений. По итогам этой встречи А. Лукашенко заявил, что с Россией достигнута договоренность о поставках не 18,5 млн. тонн, о чем тогда заявляла «Транснефть» со ссылкой на Минэнерго РФ, а 23 млн. тонн. Вероятно, такая договоренность есть. Как можно предположить, Россия согласна поставить в Беларусь столько нефти, сколько ей надо, но в обмен на конкретные результаты в конкретных сделках.

Решение калийный вопросов, как видим, сдвинулось с мертвой точки, — и Кремль отпустил нефтяной рычаг.

Акционеры БКК, наконец, договорились

Напомним, российский акционер БКК — компания «Уралкалий» еще в начале 2011 года инициировала смену юрисдикции БКК (спецэкспортер белорусский и российских калийных удобрений) на швейцарскую. Бизнесмен Сулейман Керимов, который был вовлечен в процесс передела российского калийного рынка, сразу же после объединения «Уралкалия» и «Сильвинита» приехал к А. Лукашенко с идеей перенести офис БКК в Швейцарию и создать там «Союзкалий». Перенос офиса БКК в другую юрисдикцию, как заявлялось, позволит получить компании более дешевое финансирование и позволит уйти от потенциальных санкций.

Белорусские власти мучительно принимали решение по этому вопросу. Оказалось, что у этой идеи немало противников. Но поскольку проект «Союзкалия» патронирует Кремль (передел российского калийного рынка проводился под его патронатом), летом 2012 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и вице-премьер Беларуси Сергей Румас поручили концерну «Белнефтехим», Минпромторгу России при участии «Уралкалия» и «Беларуськалия» представить предложения по созданию СП «Союзкалий» к 1 сентября 2012 года. А. Лукашенко тоже потребовал от правительства до 1 сентября полностью решить вопросы, связанные с работой БКК. Он пригрозил, что «больше возни вокруг этого быть не должно, даже если нам придется наши отношения с россиянами („Уралкалием“. — прим. авт.) пересмотреть».

Акционеры БКК согласились, что «Союзкалий» будет работать на тех же принципах, которые были прописаны при создании БКК: доли «Уралкалия» и «Беларуськалия» в продажах будут зависеть от максимальных производственных мощностей каждого из предприятий. Но им не удалось согласовать 2 ключевых вопроса: соотношения объемов продаж калийных удобрений на внешних рынках и формирование формулы цены на калийные удобрения.

При создании БКК они договорились, что экспортные квоты будут распределяться между ними исходя из их установленных производственных мощностей. Тогда доля «Беларуськалия» составляла 60%, «Уралкалия» — 40%, но позже была скорректирована.

После объединения «Уралкалия» с «Сильвинитом» максимальные мощности «Уралкалия» в 2012 г. увеличились до 12,5 млн. тонн, у «Беларуськалия» они составляют 10,3 млн. тонн. Белорусская сторона посчитала несправедливым сложившийся к этому времени раздел объемов продаж в БКК между «Уралкалием» и «Беларуськалием»: 47,5% к 52,5% соответственно. Белорусская сторона хотела иметь 49,15%, российскому акционеру отводилось 50,85% продаж.

При этом белорусская сторона принципиально настаивала на одноканальной системе продаж калийных удобрений через БКК, ибо в отличие от «Беларуськалия», который все 100% своей экспортной продукции продавал через БКК, «Уралкалий» значительную долю хлоркалия продает через своего тредейра — «Уралкалий-трейдинг». Белорусская сторона при определении формулы цены также хотела учитывать в экспорте поставки железнодорожным транспортом «Уралкалия» в Китай. Эту позицию стороны долгое время не могли согласовать.

28 декабря по итогам переговоров с руководством «Уралкалия» премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович в эфире телеканала «Беларусь1» заявил, что акционеры сняли спорные вопросы. «По всем спорным вопросам, которые обсуждались почти целый год, были найдены принципиальные решения, которые устраивают обе стороны», — сказал М. Мясникович.

Как было отмечено, стороны согласовали политику продаж калийных удобрений в 2013–2015 гг. Пропорции продаж на 2013 год зафиксирована следующим образом: 48,3% — это белорусские калийные удобрения, в 2014 году — 49%, в 2015 — 50% на 50%.

По словам М. Мясниковича, стороны также «практически договорились о формуле цены, которая была одним из самых сложных вопросов». Кроме того, белорусская сторона потребовала, при определении цены учитывалось также и качество калийных удобрений. Ведь в Беларуси, кроме порошкообразных, выпускается много гранулированных удобрений, которые стоят дороже. Следовательно, доходность и прибыль «Беларуськалия» должны быть выше. И по этому вопросу, как было отмечено, «есть понимание с российской стороны».

О «Союзкалии» публично не вспомнили

А что же с «Союзкалием»? Акционеры ранее договорились, что «Союзкалий» будет создан на паритетных началах — «Уралкалию» и «Беларуськалию» будет принадлежать по 50% в «Союзкалии» и что новый трейдер будет зарегистрирован в Швейцарии. Более того, гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер ранее заявлял, что компания будет создана в начале 2013 г., а к концу первого полугодия начнет практическую работу. Белорусская сторона уточняла, что создание «Союзкалия» займет от 6 до 9 месяцев, что обусловлено длительной процедурой согласования новой компании антимонопольными комитетами некоторых государств.

После создания трейдера и завершения всех технических моментов все контракты будут переведены на «Союзкалий», после чего БКК перестанет быть трейдером «Уралкалия» и «Беларуськалия», рассказал в сентябре В. Баумгертнер. Как было сказано, в какой-то период БКК и «Союзкалий» будут юридически существовать параллельно друг другу, но с определенного момента бизнес будет полностью переведен на «Союзкалий», а контракты будут перезаключаться. «Как только заработает „Союзкалий“, мы выйдем из БКК», — заявил гендиректор «Уралкалия».

Между тем, по имеющимся данным, до недавнего времени белорусские власти по прежнему сомневались в целесообразности создания «Союзкалия». На прошедших в Минске 28 декабря переговорах с руководством «Уралкалия» вопрос о создании «Союзкалия» публично не прозвучал. Не стал прямо комментировать ситуацию и М. Мясникович. «Много в СМИ было разговоров: будет Белорусская калийная кампания, не будет БКК. По этому вопросу я хочу успокоить общественное мнение: БКК будет активно наращивать объемы реализации в 2013 году, в том числе за счет уменьшения тех калийных удобрений, которые реализуются сегодня через „Уралкалий трейдинг“, то есть компании, принадлежащей „Уралкалию“, — отметил Мясникович.

Интригующий указ

Таким образом, интрига с созданием «Союзкалия» по-прежнему сохраняется. Возможно, это тактический ход — стороны решили решать вопросы за кулисами и шаг за шагом. Пока они урегулировали (или, как сказал М. Мясникович, почти урегулировали) спорные вопросы по политике и цене продаж удобрений через БКК. Логично, что следующим шагом может стать создание «Союзкалия».

Надо полагать, что торг здесь тоже возможен.

А. Лукашенко своим указом N 566, текст которого был опубликован на Национальном правовом портале 27 декабря, неожиданно для многих участников рынка расширил перечень спецэкспортеров хлоркалия. Согласно указу, в Беларуси статусом спецэкспортера калийных удобрений, помимо ОАО «Беларуськалий» и БКК могут быть наделены иные организации, определенные президентом страны. «Исключительное право внешней торговли (в части экспорта) минеральными или химическими калийными удобрениями закрепляется за государством и реализуется ОАО „Беларуськалий“, ЗАО „Белорусская калийная компания“ и иными организациями, определенными президентом Беларуси», — говорится в документе. При этом вывозить калийные удобрения за пределы Беларуси может исключительно «Беларуськалий» путем реализации калийных удобрений БКК и иным организациям, определенным президентом.

Ранее в Беларуси статусом спецэкспортера были наделены только «Беларуськалий» и БКК. При этом «Беларуськалий» осуществлял вывоз калийных удобрений за пределы Беларуси и их реализацию БКК, которая, в свою очередь, продавала калийные удобрения за пределами страны.

Принятие такого указа означает, что фактически А. Лукашенко лишил БКК права эксклюзивного экспортера.

Комментируя подоплеку принятия этого документа, в концерне «Белнефтехим» отметили, что в связи с падением экспорта производственные мощности «Беларуськалия» загружены не в полном объеме. Поэтому при наличии дополнительных каналов сбыта «Беларуськалий» получит резерв для увеличения объемов производства калийных удобрений.

Очевидно, что этот указ не мог не вызвать вопросов у российского акционера БКК. М. Мясникович подтвердил, что «эта тема также была предметом рассмотрения с российской стороной». И вслед за чем поспешил заверить, что «Беларуськалий» не будет торговать калийными удобрениями, а как и раньше будет заниматься производством калийных удобрений.

Своя калийная игра

Изначально было ясно, что разрывать отношения в БКК не собиралась ни одна, ни вторая сторона. Не нужен этот разрыв «Беларуськалию», у которого нет своей трейдерской сети. Абсолютно не выгоден такой сценарий и для «Уралкалия», который постоянно заявляет о синергитеческом эффекте совместной работы с «Беларуськалием». Тем более, что «Уралкалий», как отмечают аналитики, куплен для перепродажи, поэтому главная задача компании сейчас — позитивные сигналы для роста котировок акций.

Тогда в чем смысл калийного указа?

Пока на этот вопрос ответить трудно. Участники рынка также в недоумении, зачем белорусской стороне потребовалось разрушать монополию БКК на экспорт удобрений.

Можно лишь предположить, что белорусские власти хотят создать свой аналог «Уралкалия-трейдинга», чтобы таким образом «уравновесить» экспортный баланс в БКК.

Есть еще одна версия. Стоит напомнить постоянные заявления А. Лукашенко о том, что БКК должна заниматься не только продажей калийных удобрений, но также сложными, смешанными удобрениями (NPK-удобрения). Вслед за чем «Уралкалий» дал понять, что для российского акционера этот вопрос сейчас не является приоритетным. Как было сказано, «Союзкалий» будет этим заниматься, «если это будет создавать какую-то дополнительную стоимость, давать какой-то синергетический эффект с точки зрения экономии расходов». «Но пока серьезно это не прорабатывается», — заявил В. Баумгертнер.

Может быть, белорусская сторона хочет сыграть на опережение и создать собственную структуру для торговли NPK-удобрениями?

Кроме того, не могут не вызывать вопросов также последние инициативы белорусского руководства на калийном «фронте».

В ноябре состоялся визит белорусской правительственной делегации в Казахстан, Бангладеш и Индию, об итогах которого 20 ноября А. Лукашенко рассказал премьер-министр М. Мясникович. По итогам этой встречи пресс-служба президента сообщила об открывающихся больших перспективах в работе с этими государствами в области поставок калийных удобрений. Было сказано, что Индия готова покупать у Беларуси 2,7 млн. тонн калийных удобрений, что составляет фактически ее полную потребность. По словам М. Мясниковича, в ближайшее время Беларусь посетят представители Министерства химической промышленности и удобрений Индии для переговоров по формуле цены на 2013 и последующие годы.

Также замминистра иностранных дел Беларуси Сергей Алейник 21 ноября на пресс-конференции рассказал, что Беларусь планирует поставлять в Индию ежегодно 2,1-2,7 млн. тонн калийных удобрений.

«В ходе переговоров премьер-министров Беларуси и Индии речь шла о заключении долгосрочной договоренности по поставкам калийных удобрений в Индию, и такая договоренность принципиально достигнута. Мы ожидаем, что в течении ближайших двух недель делегация Индии приедет в Беларусь и этот вопрос будет обсуждаться в ходе переговоров», — сказал замминистра. При этом Алейник добавил, что «формула цены — предмет коммерческой договоренности между субъектами хозяйствования двух стран».

Кроме этого, как было сказано, Беларусь планирует поставлять до 1 млн. тонн калийных удобрений в Бангладеш.

На эти высказывания можно было не обращать внимания, если бы они не касались заключения калийных контрактов. Подчеркнем, что ведение переговоров с партнерами, ценовая политика экспортных продаж, заключение контрактов — все это прерогатива БКК (которая для этой цели и создавалась), а не белорусского правительства.

Справка

Согласно данным Белстата, в январе–октябре 2012 г. экспорт белорусских калийных удобрений снизился на 19,2% до 3 млн. 233,7 тыс. тонн (в пересчете на 100% действующего вещества).

М. Мясникович отметил, что средняя цена продажи калийных удобрений компании в 2011 г. составляла 410 USD/тонну, а по итогам 10 месяцев цена выросла до 433 USD/тонну. Белорусская сторона рассчитывает, что в 2013 г. объемы реализации и валютной выручки будут восстановлены на уровне 2011 г.