Недавно главный транзитер российской нефти компания «Транснефть» впервые заявила о намерении примерно на 1/3 снизить объем поставок нефти в Беларусь.

Официальный представитель компании Игорь Демин заявил о том, что «Транснефть» считает оптимальной поставку российской нефти в Беларусь в объеме до 14 млн. т в год (текущим балансом предусмотрены поставки в объеме 21,5 млн. т). При этом «Транснефть» считает, что для внутреннего потребления Беларуси достаточно 6,3-6,8 млн. т, а оставшийся объем переработать на белорусских НПЗ и нефтепродукты поставить на российский рынок. «Транснефть» — лишь исполнитель воли Минэнерго РФ, точнее, правительства России. Но что очевидно: впервые у российского трубопроводного монополиста появились весомые аргументы в пользу такого заявления.

Альтернатива готова

Заметим, о желаемом нефтяном секвестре И. Демин завил в морском торговом порту Усть-Луга. Этот порт находится на берегу Лужской губы Финского залива. В сентябре «Транснефть» открыла здесь новый терминал по перевалке нефти. Мощность терминала — 30 млн. т в год, к нему подведена вторая очередь нефтепровода «Балтийская трубопроводная система» (БТС-2). Линейная часть БТС-2 была построена к концу 2011 года. Но из-за технических проблем на причалах портового терминала Усть-Луги запуск БТС-2 был отложен на конец марта 2012 года. В постоянном режиме Усть-Луга работает с августа. Согласно планам, на втором этапе (предварительно — 2013 год) пропускную способность системы предполагается увеличить до 50 млн. т нефти в год. В 2012 году «Транснефть» планирует переправить через новый терминал 15 млн. т нефти.

Напомним, что решение о строительстве БТС-2, который является альтернативой белорусской трубопроводной системе «Дружба», принял лично Владимир Путин после громкого нефтяного конфликта с Беларусью в 2007 году. Изначально этот проект называли исключительно «политическим». Но в России он получил статус «стратегического», поскольку призван обезопасить поставки российской нефти в Европу от капризов стран-транзитеров.

Стоимость строительства БТС-2 оценивается в 130 млрд. RUB, в том числе около 98 млрд. RUB — первая очередь. Инвестиции в строительство 1 тыс. км. БТС-2 составили около 100 млрд. RUB. Президент «Транснефти» Николай Токарев ранее заявлял, что БТС-2 может окупиться в 2020–2022 годах. Однако, уточнил он, этот проект направлен не на быстрое получение прибыли, а на решение стратегических задач. Но поскольку этот нефтепровод строился преимущественно по политическим мотивам, то экономика маршрута и вопросы заполнения новой трубы не были достаточно просчитаны. Теперь же России придется эти вопросы решать: в строительство БТС-2 вложены огромные инвестиции, которые должны окупиться.

Окупаемость инвестиций — это теперь в немалой степени головная боль «Транснефти». И компания рассчитает, что полноценная работа БТС-2 позволит российским нефтяным компаниям оптимизировать логистические потоки и снизить операционные издержки на транспортировку нефти при поставках в европейские страны.

Труба как фактор оптимальной цены

Очевидно, что после ввода в строй БТС-2 у России появились профицитные транзитные мощности в европейском направлении. Это позволило России получить хороший козырь в торге с потребителями российского сырья в Европе.

На европейском рынке после ввода БТС-2 российские компании почувствовали себя гораздо комфортнее. Экспортировать нефть через порты им более выгодно, поскольку в Роттердаме нефть покупают по спотовой цене, в то время как поставки по нефтепроводу «Дружба» осуществляются на основе среднемесячного ценообразования. В результате, по экспертным оценкам, после запуска нового порта в Усть-Луге поставки российской нефти по «Дружбе» упали примерно на 20%. По данным ЦДУ ТЭК России, за 9 месяцев этого года экспорт российской нефти через порты вырос на 7% до 106 млн. т, а по трубе снизился на 3,6% до 54 млн. т.

Из-за снижения поставок по нефтепроводу «Дружба» в Европе останавливались два НПЗ — в чешских Кралупах и немецком Карлсруэ. Причиной остановки заводов стала нехватка нефти после снижения ее поставок по нефтепроводу «Дружба» в Германию, Чехию и Польшу. Освободившиеся объемы они перенаправили в балтийский порт Усть-Луга. В результате Чехия вынуждена была увеличить закупки по Трансальпийскому нефтепроводу (TAL), идущему от итальянского порта Триест в немецкий Ингольштадт и далее в Карлсруэ и Чехию. Но TAL не справляется с возросшими объемами сырья.

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, комментируя эту ситуацию, заявил, что компания ограничивала поставки российской нефти по «Дружбе». По его словам, нефтяники сами снижают объемы. К примеру, ежемесячная квота в направлении Чехии составляет 400 тыс. т российской нефти. Но с мая текущего года российские компании перестали ее выбирать, снизив поставки примерно до 70 тыс. т. Оказалось, что долгосрочный годовой контракт на поставки нефти в Чехию есть только у компании «Газпром-нефть», которая и поставляет по «Дружбе» 70 тыс. т нефти в месяц. В то же время «Лукойл» с июля этого года продает в Чехию спотовые партии, а по долгосрочным контрактам экспортирует нефть лишь в направлении Венгрии и Словакии.

Эксперты обращают внимание, что у российских нефтяников всегда были сложными отношения почти со всеми европейскими покупателями, которые получали нефть по «Дружбе». Европейские потребители хотели бы, чтобы цена этой нефти была сопоставима с ценой нефти на альтернативных направлениях экспорта из России (экспортный netback). В свою очередь, российские компании настаивали на цене, сопоставимой со стоимостью нефти для европейских НПЗ из альтернативных источников (импортный netback).

Запуск БТС-2 в определенной степени позволил разрешить этот конфликт интересов в пользу российских компаний, которые получили возможность оказывать давления на европейских потребителей с целью повышения цен.

Позиция пассивного участника

Запуск БТС-2 — это также козырь для России в отношениях со странами-транзитерами российской нефти. Прежде всего, заметим, что эта труба уже фактически полностью заменило собой северную ветку белорусской «Дружбы».

Новополоцкая «Дружба» уже 10 лет не осуществляет транзит российской нефти: ее поставки в направлении Латвии прекращены с 1 января 2003 года, а поставки в направлении Литвы — с29 июля 2006 года. Решение о прекращении эксплуатации нефтепровода Полоцк-Вентспилс Россия объяснила его ненадлежащим техническим состоянием. В 2006 году по аналогичной причине была остановлена прокачка нефти по нефтепроводу Полоцк-Биржяй-Мажейкяй. После чего по северной «Дружбе» российская нефть прокачивается только до «Нафтана».

А вот нефтепровод «ГомельтранснефтьДружба» до сих пор остается важнейшим нефтяным коридором для транзита российской нефти в Европу. Транзитом через Беларусь прокачивается более 60 млн. т нефти в год.

Правда, и с южной «Дружбы» БТС-2 уже оттянула часть транзитных объемов и, судя по всему, будет тенденция будет усиливаться. В 2012 году в связи с вводом БТС-2 «Гомельтранснефть Дружба» может снизить объем прокачки нефти на 5-7 млн. т — до 65-67 млн. т, а в перспективе, с выходом БТС-2 на полную мощность, Беларусь может потерять 10-15 млн. транзитной нефти, перекачиваемой в направлении Польши. Отметим, что в 2011 году гомельская «Дружба» прокачала 72 млн. т нефти (вместе с поставкой сырья на Мозырский НПЗ), в 2010 году — 75,5 млн. т. Так что налицо явный тренд снижения объемов перекачки нефти.

Если Россия реализует свои планы по загрузке БТС-2 — то есть, запустит БТС-2 на полную мощность в объеме 30 млн. т нефти в год, и не произойдет сбоев в функционировании морских портов, то объемы прокачки российской нефти через «Дружбу» в перспективе могут снизиться до 60 млн. т. Таким образом, если еще в 2009 году прокачка российской нефти по гомельской «Дружбе» приближалась к 80 млн. т нефти, то уже скоро белорусская труба рискует потерять 20 млн. т.

Еще недавно некоторые белоруские чиновники заявляли, что белорусскую сторону эти тенденции пока не сильно беспокоят. Компенсировать снижение объемов прокачки нефти «Гомельтранснефть Дружба» рассчитывает за счет повышения экспортных тарифов на прокачку нефти. Она планирует выровнять экспортные тарифы на транспортировку нефти с экспортными тарифами в России, считая это абсолютно логичным решением в условиях Единого экономического пространства. Однако удастся ли ей это сделать, пока не очевидно.

Дело в том, что в январе 2010 года Беларусь в пакете с соглашением по поставках нефти в страну подписала с Россией также и методику тарифного регулирования при транспортировке российской нефти по «Дружбе». Таким образом, Минск обязался согласовывать транзитную политику с РФ. Скорректировать данное соглашение будет весьма непросто, поскольку за этим может последовать принципиальная корректировка не в лучшую сторону условий поставки российской нефти в Беларусь.

В то же время запуск БРС-2 может ускорить приватизацию белорусской«Дружбы». В начале этого года первый вице-премьер правительства Владимир Семашко назвал приватизацию белорусских нефтепроводов «Дружба» «вопросом времени». Как было сказано, «эта труба уже не новая, а нам надо учитывать, что есть БТС, БТС-2». «И нам надо думать, как эффективно использовать существующие мощности», — отметил он.

Очевидно, что для самой «Транснефти» эта сделка была актуальной несколько лет назад, до строительства БТС-2. Теперь новая труба построена, в нее вложены большие инвестиции, и их окупить. В то же время спрос на российскую нефть не растет такими темпами, чтобы максимально загрузить обе трубы. Хотя, как можно предположить, главное для «Транснефти» в этой ситуации — вопрос цены белорусской трубы.

Следует заметить, что белорусская «Дружба» находится в хорошем техническом состоянии и, с точки зрения логистики, весьма привлекательна для российских экспортеров нефти. Правда, запуск БТС-2 в значительной степени обесценил эти традиционные белорусские козыри.

Для справки

По территории Беларуси проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода «Дружба».

По нефтепроводу «Гомельтранснефть Дружба» (южная ветка нефтепровода) осуществляются транзит российской и казахстанской в Польшу и Германию, в Украину, Венгрию, Словакию, Чехию, а также поставки российской и белорусской нефти на ОАО «МозырскийНПЗ».

По северной ветке, оператором которой является ОАО «Полоцктранснефть Дружба», нефть поставляется только до ОАО «Нафтан».