Александр Лукашенко отдавал себе отчет в том, что решения по «Коммунарке» и «Спартаку» нанесут урон инвестиционному имиджу страны. Такое мнение высказал 18 октября на пресс-конференции в Минске управляющий партнер по Беларуси компании «Эрнст энд Янг» Павел Лащенко. Напомним, Лукашенко 12 октября на совещании на СОАО «Коммунарка» распорядился распустить наблюдательный совет этого предприятия и СП ОАО «Спартак» (Гомель), поручил увеличить госдолю в этих предприятиях, уволил руководителей кондитерских фабрик и назначил новых. Некоторые эксперты назвали данное решение фактической национализацией и считают, что это может оттолкнуть от Беларуси иностранных инвесторов. На фоне стабильно плохих отношений с Западом белорусская власть пытается обострить отношения и с Россией. «В Москве устали от Путина и едут к нам». «Российские олигархи якобы пытаются его подкупить, враждебный Запад, под руководством Буша, хочет доказать, что он жулик, а ватаги русских бегут в его страну от режима Путина: следуя примеру своих друзей Уго Чавеса и Фиделя Кастро, Александр Лукашенко провел пятичасовую пресс-конференцию для российских журналистов», — сообщает LaStampa.
Иными словами, власти не то чтобы ничего не делают, наоборот, они очень активны. Однако их деятельность объективно направлена не на сглаживание и разрешение кризисных ситуаций, а на то, чтобы способствовать их углублению и усугублению. Причем по всем, без исключения, направлениям. И в сфере экономики, и в сфере международных отношений наша власть работает во вред стране, а не во благо. Хотя говорит и, возможно, полагает, что наоборот.
И ранее случались ситуации, когда ради сиюминутного, тактического выигрыша белорусские власти шли на стратегический проигрыш. Но сейчас их действия проигрышны по всем позициям — не только стратегически, но и тактически. Это нечто новое: белорусский лидер, в общем-то, стратегическим мышлением никогда не отличался, но раньше многие считали его гениальным тактиком. И действительно, в «старые добрые времена» ему удавалось тактически переигрывать своих партнеров-противников на западе и на востоке. Сейчас же и тактические ходы нашей власти не приносят даже сиюминутного выигрыша.
Даже знаменитые многочасовые интервью главы государства уже не приносят, как это было ранее, положительного эффекта, а лишь усугубляют негативный фон и усиливают конфронтацию с западом и востоком. Нужно обладать особым тактическим чутьем, чтобы заявить британским журналистам такое: «Ваш Кэмерон (премьер Великобритании — прим. ред.) — это пацан, в том смысле, что он еще без году неделя в этой политике. Кроме болтовни, он ведь ничего, наверное, и в жизни не испытал… А у меня память хорошая, я стариков помню — Хосни Мубарака, Хафеза Асада, я Фиделя знаю хорошо, когда он был руководителем. Я мыслителей этих знаю. Вы их демонизировали, а это умнейшие люди, они в сложнейших условиях жили…» (цитата по АФН). А также обнародовать «истину», что в Великобритании нет демократии (а британцы, кстати, очень гордятся, что демократия во всем мире строится по их образцу с XVI века), в то время как в Беларуси — настоящая демократия. Про «откровения» российским журналистам по поводу «путинского режиме» упомянуто выше. Можно добавить к этому и такой характерный пассаж: «Я даже не вспоминаю про то, что мы, белорусы, миллионы или тысячи скважин у вас пробурили, города строили в свое время, добывали природный газ, нефть и сами научились от вас нефть добывать, и добывали по 9 миллионов, а сейчас скатились до того, что уже мизер добываем, меньше двух, и соответствующие школы у нас возникли в те времена. И сегодня в Венесуэле добываем природный газ и нефть, а в нашей России нет. А почему? Почему у вас англичане, американцы качают нефть, природный газ добывают, продают на рынке, а белорусов вы туда не пускаете?».
И экономический кризис заговорить у нашей власти не получается. Власть, конечно, пытается обмануть его посредством разнообразных сложных словесных конструкций, но кризис на словоблудие не реагирует. Необходимо предпринимать решительные и по-возможности адекватные действия, а вот именно этого наши властители делать не умеют, да и не хотят, по большому счету. Одна пресс-конференция сменяется другой, интервью переходит в другое, враги обличаются, провалы ловко разъясняются, но никаких реальных действий не предпринимается. А и предпринимаются, то только усугубляют ситуацию.
Очевидно, что при нынешнем политическом режиме серьезные преобразования уже невозможны. Тем более, что любые трансформации власть любым способом хочет предотвратить, хотя экономические «рывки» постоянно планирует — на бумаге, разумеется. Но для экономических успехов мало желания одного человека, типа дайте мне 5% или там 10% роста и все тут. Может и «дадут», но опять же — на бумаге. Реальных возможностей для обеспечения экономического рывка у правящей группировки нет, преобразований она не желает, инвесторов разогнала, а «спонсор» выделяет средства только на «прокорм» и не более того. Тут власть беспомощна. То есть регресс налицо, и он прогрессирует.