Закономерность очевидна: чем выше экспорт нефтепродуктов за пределы Таможенного союза, тем больше денег приходится платить бюджету России и тем ниже бонусы от поставок беспошлинной нефти в Беларуси для тех, кто эту нефть перерабатывает. Снижается привлекательность этого бизнеса также и для компаний-давальцев. И им ничего не остается, кроме как искать выход из этой ситуации, ибо бизнес на экспорте растворителей и разбавителей вряд ли продержится долго.
Третий НПЗ, второй дубль
Видимо, в этой плоскости и следует рассматривать строительство 3-го НПЗ в Беларуси, план которого А. Лукашенко утвердил своим указом N226 от 7 мая 2012 г. Построить завод намечено в Новополоцке до 1 января 2021 г. Строить его будет компания «Интерсервис» — один из крупнейших белорусских нефтетрейдеров, работающий на рынке около 20 лет. Эта компания занимается давальческой переработкой нефти в основном на «Нафтане».
Новый НПЗ будет построен на базе имущественного комплекса нынешнего потенциального банкрота — РУП «Новополоцкий завод белкововитаминных концентратов». Эту площадку государство передаст безвозмездно в собственность юрлицу в форме ОАО, которое будет создано с участием ООО «Интерсервис». Компания должна заключить инвестдоговор с государством в лице Минсельхозпрода, в котором будут прописаны обязательства инвестора. Ему придется не только трудоустроить 500 человек Новополоцкого завода БВК, но и построить терминал по хранению и перевалке углеводородного сырья и нефтепродуктов мощностью 1,5 млн. т в год.
Если удастся реализовать этот проект, то в Новополоцке будет построен небольшой заводик мощностью 1,5 млн. т (для сравнения: действующие НПЗ в Мозыре и Новополоцке перерабатывает около 12 млн. т нефти в год каждый). Зато, как подчеркивается в указе, это будет инновационное производство. В его создание «Интерсервис» и вновь созданное юрлицо должны до 1 января 2021 года инвестировать 270 млн. USD.
Идея строительства третьего НПЗ в Беларуси могла возникнуть, безусловно, на волне новых интеграционных замыслов Кремля, благодаря чему официальный Минск уже получил свои энергетические бонусы.
Таможенный союз, являющийся детищем В. Путина, уже помог Беларуси с 1 января 2011 г. гарантированно получать беспошлинную нефть и нефтепродукты, а с 1 января 2012 г. — сниженную примерно на 30 USD/т цену российской нефти. Подарок, конечно же, хорош. Но Россия, движимая желанием стимулировать в своей стране глубокую переработку нефти, в прошлом году дважды принципиально корректировала налоговую политику и поставила задачу к 2015 г. уравнять экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Это автоматически снизит маржу белорусских нефтепереработчиков, а также компаний-давальцев, поскольку на этой разнице пошлин они, собственно, и зарабатывали.
Новые реалии заставляют бизнес искать варианты по максимизации прибыли. Строительство нового НПЗ, специализирующегося на более глубокой переработке нефти и углеводородного сырья, может это гарантировать — при одной оговорке: льготные условия поставок данного сырья. Сам Таможенный союз выступает определенным гарантом таких условий, ибо в рамках ЕЭП поставки нефти и углеводородного сырья осуществляются беспошлинно.
К тому же, не исключено, что акционерами нового юрлица, которое будет создано с участием ООО «Интерсервис», станут российские и/или казахстанские поставщики нефти и углеводородного сырья. Можно предположить, что новые акционеры будут заинтересованы поставлять сырье на переработку в Новополоцк по корпоративным ценам, чтобы в итоге за счет глубокой переработки получить максимальную добавленную стоимость.
По поводу первого дубля
Обратим внимание, новый проект собирается реализовать частный инвестор, опираясь на поддержку государства.
Между тем, 6 лет назад похожий проект был у госкомпании «Белоруснефть». В 2006 г. ПО «Белоруснефть» изучало возможности строительства комплексной установки глубокой переработки нефти в Речицком районе Гомельской области. Тогда предполагалось, что мощность новой установки составит 1,8-2 млн. т нефти в год — примерно на 200 тыс. т больше, чем объемы добычи белорусской нефти. В то время проект тоже выглядел логично и убедительно. Привлекательные условия на нефтяном рынке позволяли «Белоруснефти», добывающей около 1,8 млн. т нефти в год, примерно ¾ этого объема с экспортировать и иметь хорошую выгоду. И «Белоруснефть» задалась вопросом: зачем поставлять на экспорт сырую нефть, если выгоднее экспортировать продукцию более глубокой переработки — тем более на фоне растущих цен на нефтепродукты на мировом рынке?
Специалисты рассчитывали, что строительство дополнительных мощностей по переработке нефти позволит также подстраховать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов — если вдруг возникнут некие неблагоприятные «раскладки» с поставками нефти на белорусские НПЗ. «Белоруснефть» намеревалось построить современную установку с использованием современных зарубежных технологий, с уровнем переработки 95%. Оценочная стоимость данного проекта в то время называлась 700-800 млн. USD.
Эксперты не исключали, что третий белорусский НПЗ мог бы перерабатывать не только белорусскую, но и российскую нефть — компании «Русснефть», которую в то время возглавлял Михаил Гуцериев. Эта компания была одним из основных поставщиков нефти на белорусские НПЗ и планировала удвоить поставки.
Более того, в 2006 году ОАО НК «Русснефть» и РУП ПО «Белоруснефть» на паритетных условиях создали совместное предприятие по перевалке нефти (данное решение было закреплено указом А. Лукашенко № 599 от 5 октября 2006 года). В планы СП входило строительство нефтеналивной эстакады в Мозыре пропускной способностью до 7 млн. т нефти и стоимостью около 30 млн. USD.
Инициировал и продвигал этот проект Михаил Гуцериев. Российского бизнесмена в Беларуси хорошо знали как экс-главу российско-белорусской компании «Славнефть». Ранее он успел доказать, что даже в экстремальных белорусских условиях способен реализовывать крупные инвестпроекты. Крупнейший проект по строительству комплекса каталитического крекинга на Мозырском НПЗ, реализованный на паритетных условиях со «Славнефтью», состоялся во многом благодаря настойчивости М. Гуцериева.
В июне 2005 г, «Русснефтъ» открыла на станции Жеча (недалеко от российско-белорусской границы) новый экспортный терминал, рассчитанный на перевалку 5 млн. т нефти в год с возможностью увеличения мощности до 7 млн. т. Построив собственный терминал, «Русснефтъ» таким образом получила возможность увеличить поставки нефти на экспорт сверх квот российской «Транснефти».
Однако уже скоро все эти амбициозные планы начали «сыпаться». Конец 2006 — начало 2007 г. ознаменовались острейшим нефтяным конфликтом между Беларусью и Россией. Нефтяная война в итоге вылилась в приостановку транзита российской нефти через Беларусь. Россия, тем не менее, через введение спецпошлины на поставляемую в Беларусь нефть заставила союзника поделиться дивидендами от ее переработки.
Новые правила поставок российской нефти в 2007 г. заметно ослабили позиции как «Белоруснефти», так и всей белорусской нефтепереработки. Как результат, «Белоруснефти» пришлось почти на полгода вообще отказаться от экспорта свой нефти.
Все это совпало с преследованиями российскими властями опального олигарха Михаила Гуцериева, который вынужден был временно эмигрировать из России. В итоге «Белоруснефть» вынуждена была исключить проект по строительству третьего НПЗ из своей инвестиционной программы, в реализацию которого уже в 2007 г. планировалось инвестировать 32 млрд. BYR.
Инициаторы нынешней идеи строительства нового НПЗ в Беларуси, вероятно, полагают, что льготные условия нефти и углеводородного сырья в ЕЭП будут существовать вечно, коль замахнулись на реализацию столь масштабного проекта.