15 марта в Минске прошло заседание Совмина Союзного государства Беларуси и России и заседание Межгоссовета ЕврАзЭС. Какой его главный итог для Беларуси?
Валерий Карбалевич. Единственным реальным итогом визита В. Путина в Минск стало подписание межправительственного соглашение о строительстве белорусской АЭС и тесно связанное с этим соглашение о создании СП по экспорту электроэнергии.
Запущен проект, который будет иметь большие стратегические последствия для Беларуси. На наш взгляд, это самая большая авантюра А. Лукашенко за все годы его правления. Строительство АЭС не решает никаких задач национальной безопасности.
Необходимость строительства АЭС первоначально объясняют тем, что нужно избавиться от энергетической зависимости от России. Но теперь выясняется, что строить станцию будет российская кампания, топливо будет российское, переработка отходов тоже будет осуществляться в РФ. Кроме того, АЭС строиться за российские деньги. В результате в дополнение к нефтяной, газовой зависимости от России, мы можем получить еще и ядерную зависимость. Плюс финансовую зависимость.
Проблема в том, что атомная станция — объект неокупаемый. Неслучайно в мире ее строят за счет государственных бюджетов. Чтобы вернуть кредит, Россия подстраховалась, настояв на создании СП по экспорту электроэнергии будущей станции. В этом регионе первой будет построена Калининградская АЭС. Обсуждается строительство подобной станции в Литве и Польше. Поэтому расчеты на экспорт электроэнергии сомнительные.
Зачем это нужно А. Лукашенко? Прежде всего, это вопрос престижа. Он хочет войти в историю президентом, при котором Беларусь обзавелась мирным атомом. А за политические амбиции можно платить любые средства.
Затем, белорусское руководство видимо рассчитывает, что в рамках этого проекта в страну придут зарубежные инвестиции, что оживит экономическую жизнь. Но ведь эти инвестиции появятся в виде кредитов. И эти $6 млрд денег из российского бюджета пойдут на счет российской же кампании «Атомстройэкспорт», которая и будет строить нашу АЭС.
За эту авантюру придется расплачиваться будущим поколениям белорусов.