Продолжение. Начало см. Вызовы 2010 года. Между Россией и Европой
Уход из-под носа Беларуси — системный прокол, от которого Россия никогда бы не оправился. Российский народ не простил бы такого никому, ни Медведеву, ни Путину. По этой причине со стороны Медведева прозвучала декламация о разнице между политиками и народами. Но и сам Кремль оказался в ловушке. Еще летом 2010 на встречах участников ОДКБ стало известно, что технически, по очереди, председательствующим в военной организации будет Александр Лукашенко.
И, что дальше? Работать на его «уход» в результатах выборов в Беларуси? Мало времени, да и соответствующих фигур, более или менее разработанных, нет.
Итак, выводить из игры Лукашенко политическими усилиями Кремля смысла нет. Еще два-три нажима — ЕС окажется на месте Кремля. А — это стратегический проигрыш. И начало развала Таможенного Союза, слишком сильное разрушение ОДКБ. И какой безответственный политик России будет «выводить из игры» действующего председательствующего в военной организации.
Времени для Путина оставалось крайне мало. Ряд специалистов готовил «пророссийских кандидатов», или нечто подобное. Но бездарная российская политика в ближнем зарубежье в прошлом не позволила решить «кадровую проблему» в настоящем. Странным образом были «назначены» такие виртуально пророссийские кандидаты в президенты.
Лукашенко назвал это игрой на «российских клавишах», назвал раздраженно. И эти кандидаты стали мишенью для действующего президента. Владимир Некляев и Андрей Санников стали восприниматься как некая «пророссийская альтернатива». Зацикленность на этих фигурах стала предельной. Когда после аварии на шоссе Гомель — Минск мне пришлось звонить в милицию и вызывать ДПС и скорую помощь, то дежурный офицер, узнав, что в аварию попал один из кандидатов в Президенты, переспросил: «Что, Некляев?».
Некляева и Санникова официальные медиа стали выставлять ставленниками Москвы. Следовательно, все, что они делали либо будут делать — есть антибелорусское и пророссийское. Просто смешно. В своих многочисленных дискуссиях с московскими коллегами еще далеко до выборов мы приходили к общему выводу: любой пророссийский кандидат в президенты обречен на выборах в Беларуси на поражение.
Ставить заведомо на поражение? Такое Владимир Путин как специалист КГБ советского времени позволить себе не мог. В случае с Александром Лукашенко надо было принять на вооружение формулу действий более тонкую и изощренную.
Пришел ноябрь, а Кремль делает вид, что приближение выборов в Беларуси — дело второстепенное. Медведев отвечает на вопросы журналистов и говорит, что ничего хорошего от выборов в Беларуси он не ждет. Точнее, повторяет ранее высказанную, идущую «от сердца», фразу. Не Кремль — а молчащий сфинкс.
Внутри самой Беларуси все более активно формируется мнение, что результаты выборов Кремль не признает. Эта точка зрения укрепляется с каждым днем перед выборами. Запад такой пейзаж устраивает, даже создает очень оптимистические настроения. Вроде, ничего особенного не делали, а Лукашенко отталкивается уже и Кремлем.
Одновременно ряд политологов, особенно российских, делают предположения, что выборы признают страны ЕС. Чего стоят одни удивительные оценки Аркадия Мошеса, пишущего свои статьи из Финляндии. Какой-то всеобщий восторг Запада по поводу предстоящей победы над диктаторским режимом. Эйфория.
Для Кремля — это сигнал, свидетельствующий о том, что его «разводят» и Лукашенко, и европейцы. Пора детализировать специальные сценарии по противодействию усилиям западных политиков и их специальных помощников по Беларуси. Отмашка сделана. Целевая установка — «отжимание» Беларуси от ЕС. Руками самой белорусской власти, ее лидера. С участием политической оппозиции. Как понимающей, так и не понимающей смысл происходящего.
Конец ноября — декабрь. Время сконцентрировалось. Ситуация сгустилась. Информационный шум в СМИ. Не только в Минске, но и в столицах соседних стран. Приезжает мидовская пара Польша-Германия. До этого была Грибаускайте. Еще немного — и точка невозвращения будет пройдена. Тогда и подрыв Таможенного Союза, и облом ОДКБ. И уход Беларуси в зону влияния Брюсселя. А, там не только ЕС, там и НАТО.
Как решить проблему? Для Путина это профессионально важная проблема — загнать Александра Лукашенко в угол. Точнее, вытащить его на российское пространство. Окончательно и бесповоротно. Как это сделать? Разрушить образ демократизирующего президента Беларуси?
Метод есть. Хороший, профессиональный. Его использовали против СССР. Называется он «удушить при помощи объятий». Метод западных спецслужб, использованный против ряда стран в холодной войне. Новое поколение белорусской элиты этого не знает. Не жили тогда в «сознательном возрасте». А Владимир Путин учился у тех, кто профессионально работал в таких эффективных системных технологиях.
Сидорский едет в Москву по вопросам Таможенного Союза. Обратите внимание, что с Путиным он не договаривается ни о чем. «Нуляк». Это было нужно для того, чтобы вытащить Лукашенко в Москву. Одновременно создавалась атмосфера возможного конструктива. И возможной сделки.
Это уже позитив для белорусского президента. Надо ехать в Москву, хотя для Александра Лукашенко фигура Медведева кажется пластилиновой. Кажется, он в этом не ошибается.
В Москве происходит чудо. Медведев меняет свою «нравственную позицию». Все подписывается по Таможенному Союзу, один из 10 кандидатов в президенты Беларуси стал возглавлять ОДКБ.
В демократической части общества Беларуси — сцена из «Ревизора». Что, почему? Осталась дней десять до выборов, Кремль на стороне Лукашенко? Да, не просто на стороне, а дает по 4 млрд. долларов в год. Лукашенко в восторге — вот, съездил на пару дней в Москву и привез такие деньги. На 5 лет — 20 млрд. Нефти — хоть залейся. Победа! Победа! Это первая фаза кремлевской ловушки.
После этого выборы становятся смешными и ненужными. ОБСЕ крутится-вертится, как шар голубой. Без толку.
Вторая фаза сценария. Путину и его «путейцам» остается мягко и деликатно направить Александра Григорьевича прямо против Евросоюза и США. Сделать это несложно. Вброс информации о готовящихся активных действиях оппозиции. Странным образом, но в Москве «некоторые наши коллеги высокого уровня» за пару дней до событий точно знали, что в Минске произойдет захват здания правительства вечером после завершения голосования.
Подогревание страстей в пользу «сильных действий власти в защиту конституционного строя» становится делом техники. Владимиру Путину достаточно будет того, чтобы после применения силы белорусской властью Запад полностью отказался от сотрудничества с Александром Лукашенко.
Осталось помочь развернуть молодежь в сторону дома правительства. Это раз. Сделали руками оппозиции. Второе — активизировать «ударные» действия ОМОНа и спецназа. Помочь белорусской власти проявить себя в антизападном запале. Это тоже получилось.
В итоге: при нынешнем президенте Александре Лукашенко Беларусь на Запад не уйдет уже по определению. Финансово и политически — только ориентация на Кремль. Кремль создал свой «меловой круг» для действующей белорусской власти.
При этом, чем больше арестованных, задержанных, посаженных — тем лучше для Путина. С каждым арестованным студентом или иным молодым человеком Александр Лукашенко отдаляется от Европы не меньше, чем на год. А их-то — шесть сотен.
Путин выиграл. Он загнал нашу власть в «кремлевскую ловушку». Александра Лукашенко Владимир Путин дискредитировал полностью и бесповоротно. Перед европейскими, американскими и российскими интеллектуалами и демократами. Это поражение надо признать. Тихо и спокойно.
Пора учиться переигрывать Кремль. И, что важно — всем 10 кандидатам в президенты. Одно это могло бы их всех объединить. Во имя будущего страны, которая может стать «несостоявшимся государством».