Не секрет, что целью долгожданного визита Александра Лукашенко в Москву, где прошли его встречи с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, было снятие многочисленных разногласий в белорусско-российских отношениях, заметно обострившихся в последнее время. Что удалось достигнуть в ходе двухсторонних переговоров?
Андрей Федоров. Пока никаких сведений о конкретных итогах московских переговоров не поступало. Трудно считать таковыми сообщение президентской пресс-службы, которое, при всей его многословности, ограничилось цитированием заявлений партнеров о намерениях, сделанных еще до начала встреч.
Как показывает многолетняя практика, в подобных случаях отсутствие официальной информации свидетельствует о том, что позитивных результатов достигнуто не было. К таким же выводам подталкивают и косвенные признаки.
Напомним, что основной темой для обсуждения были названы противоречия между сторонами, возникшие в связи с формированием Таможенного союза. Точнее, правомерно ли существование в его рамках таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые Россией Беларуси.
Судя по жестким комментариям российских официальных лиц, сделанным накануне, Москва была совершенно не намерена идти на какие-то уступки. Это подтвердил и посол России в Беларуси Александр Суриков, весьма символично проведший свою пресс-конференцию как раз в день визита.
Поэтому белорусские власти вовсе не были уверены в успехе. Об этом говорит тот факт, что Палата представителей Национального собрания отложила рассмотрение вопроса о ратификации Таможенного кодекса, хотя решение должно было быть принято тоже в день визита. Надо признать, что это выглядит совершенно логичным: зачем выполнять работу, которая практически сразу же может оказаться бессмысленной.
А вот если народные избранники в ближайшее время вернутся к этой теме, то станет очевидно, что в Москве все-таки пришли к каким-то договоренностям. Но в таком случае неизбежно встанет вопрос, какую Беларуси придется заплатить цену, ибо предположение, что подобный подарок был сделан просто так, при нынешнем состоянии двусторонних отношений едва ли можно рассматривать всерьез.
Тем более, что, как сообщил тот же Суриков, российская сторона не видит альтернативы Александру Лукашенко на предстоящих президентских выборах. Между тем, именно эта проблема является для белорусского руководства основной, что подтвердило недавнее преследование активистов кампании «Говори правду» в связи с подозрениями в том, что она инспирирована Кремлем.
При таком развитии событий сдача тех или иных позиций представляется неизбежной. В результате сократятся и без того, к сожалению, не слишком значительные возможности противодействовать давлению России. А поскольку рассчитывать на его ослабление не приходится, угроза независимости нашей страны еще больше возрастет.
Если же очередного «слияния в экстазе» не произошло, то положение в этом плане останется несколько более благоприятным. Правда, слабо верится, что в существующей ситуации официальный Минск сможет долго выдерживать оказываемый на него нажим.