Прагматизм — это деньги.
Роланд Олифант, «Russia Profile»

Наш руководитель заговорил о прагматизме. Сначала в интервью агентству Reuters: «Если россияне, в бухгалтерии посчитав, увидели, что они уж слишком тут создают большие блага для белорусского народа, то я должен сказать, что это кособокий, однобокий прагматизм». Затем — на встрече с губернатором Курганской области Олегом Богомоловым в Минске: «Как любит говорить Путин, прагматичные отношения партнеров. Я ему говорю — мы не партнеры. Какой я тебе партнер. Мы — один народ. Мы — братья. А партнеры — вон американцы, европейцы», — отметил президент (БелТА).

Своеобразный ответ, хотя и не связанный прямо с высказываниями нашего руководителя, пришел из России. Россия в конфиденциальном докладе заявила о сдвиге в сторону прагматичной внешней политики, нацеленной на налаживание более тесных отношений с США и Европой для получения содействия в модернизации своей устаревшей промышленности. В опубликованной программе говорится об отходе от той конфронтационной линии, которой Кремль придерживался в последние годы. В ней отдельно дается высокая оценка администрации Обамы за ее стремление к сотрудничеству с Москвой. Российский официальный представитель подтвердил подлинность этого документа, который был адресован министром иностранных дел Сергеем Лавровым президенту Дмитрию Медведеву. Первым о нем сообщил в понедельник журнал Russian Newsweek, разместивший текст данного документа на своем вебсайте.

Итак, российское министерство иностранных дел разработало новую внешнеполитическую доктрину, в которой область внешней политики явно подчинена российской программе модернизации. А это означает деньги, технологии и более тесные отношения с теми странами, которые могут все это предоставить — главным образом, с Соединенными Штатами и Евросоюзом, добавляет Russia Profile. «Главными средствами обеспечения российских интересов в быстро меняющемся мире являются последовательная и эффективная реализация модернизационной повестки дня, обеспечение равноправной вовлеченности России в процессы принятия ключевых международных решений, укрепление в этих целях взаимодействия с нашими единомышленниками и партнерами», — сообщает Сергей Лавров в письме на имя президента Дмитрия Медведева, которое прилагается к документу по внешней политике, опубликованному 11 мая в Russian Newsweek. Это, скорее всего, преднамеренная утечка информации. Понятно, что ни Беларусь, ни Иран, ни Венесуэла не предоставят России новейшие технологии и не обеспечат инвестициями — даже Китай этого не сделает. Деньги Китай еще может вложить, но новейшими технологиями он пока не может в строгом смысле поделиться, поскольку сам осуществляет модернизацию на базе «западных» технологий. А России в первую очередь нужны технологии и лишь во вторую — инвестиции.

Новый принцип, состоящий в том, что у России нет ни друзей, ни врагов, но лишь интересы — это, так сказать, внешнеполитическая банальность. Однако этот принцип означает готовность к компромиссам с Западом по некоторым существенным вопросам для реализации долгосрочных стратегических целей. Зоркие обозреватели уже отметили это. Россия недавно предприняла ряд шагов, идущих вразрез с ее ортодоксальными установками во внешней политике. Москва приветствовала новое временное правительство, пришедшее к власти в Киргизии после жесткого восстания, свергнувшего предыдущий режим. Это явное нарушение священного в прошлом принципа противодействия революциям на постсоветском пространстве. Именно по этой причине так разгневался белорусский президент Александр Лукашенко, пишет Russia Profile. Если сведения о новой российской стратегии верны, то Россия уже не станет ссориться с Европой и США и отказываться от западных технологий и инвестиций ради сохранения у власти «единственного союзника». Хотя и «свергать» его тоже вряд ли станет. Пусть сам выкручивается. Понятно, что газ в обмен на технологии и инвестиции — это не так приятно, как «газ в обмен на поцелуи», зато довольно выгодно. Прагматично. Однако далее этого россияне не пошли.

Руководитель наш, видимо, прав: перевыборы ему предстоят тяжелые. Помощи может не последовать ни с «запада», ни с «востока» — как и безоговорочного признания результатов выборов.

Все вышеизложенное, впрочем, не означает, что Беларусь россиянам теперь совсем не интересна. Интересна, но с более прагматической точки зрения. В отношении стран ближнего зарубежья авторы программы призывают воспользоваться преимуществами «резкого падения их инвестиционной привлекательности для стран ЕС и серьезного удешевления национальных активов», и приобретать активы в государствах Прибалтики, покупать нефтяные и газовые предприятия на Украине и в Беларуси, а также объединять российские и украинские авиастроительные компании, сообщает Russia Profile. Так что в принципе можно не волноваться: нас не забыли и не выставили на обочину, как опасается наш руководитель. Только смотреть стали с более прагматичной точки зрения.