Скорее движение по кругу. Вот, например, приняли скандальное постановление № 991, затем отменили, то есть как бы либерализовались, теперь опять ведем «жесточайшую» борьбу за искоренение посредников. Например, власти заявили о намерении держать «на жесточайшем контроле» вопросы «недобросовестного посредничества, негативно влияющего на экономическую обстановку». Об этом сообщил заместитель министра экономики Андрей Тур на брифинге. «Любые попытки и факты таких действий будут пресекаться, а виновные будут привлекаться к ответственности, невзирая на должности», — цитирует замминистра БелТА.
Примерно аналогичная ситуацию и по другим направлениям «либерализации» — «шаг вперед, затем два назад». То есть слова о либерализации есть, а либерализации на деле нет, есть только колебательный процесс возле одной точки.
Близкую ситуацию мы наблюдаем и с приватизацией. Тут, правда, есть не только слова и имитация деятельности для МВФ, например, но и продажи отдельных объектов, видимо, очень деньги нужны. Однако эта «приватизация» идет в очень закрытом режиме и никто толком не знает почему, к примеру «Луч» продали за сумму эквивалентную стоимости 4 (четырех) элитных швейцарских часов. Понятно только, что там одна земля стоит в десятки раз больше.
Такая «приватизация», кстати, проводилась и раньше, без «рекомендаций» МВФ, но это, скорее всего, просто номенклатурное перераспределение собственности, а не приватизация. Реальной же открытой и гласной передачи имущества эффективным собственникам как не было так и нет. Хотя приватизационное агентство мы, конечно, создадим. А чего и не создать ради кредита.
Нужно вам импортозамещение? Купим в Китае комплектующие, а теперь все чаще готовый товар, приклеим свою этикетку, вот вам и импортозамещение. Дешево и сердито. На самом деле не так уж и дешево и, главное, для казны польза практически нулевая, а то и отрицательная, если потом такой товар, купленный за валюту, не экспортируется. Вероятно, производить по-настоящему свой товар было бы еще дороже, но врать, как мне кажется, все же не стоит. Надо продавать китайский товар, как китайский, а самим развивать производство того, что мы можем сделать лучше китайцев. Или уже ничего не можем? Все равно пора разобраться, а не имитировать. Про развитие экспорта можно и не говорить, практически все и так знают о наших «успехах» в этом деле.
Или вот последняя проблема с поставками российской нефти, вернее не собственно с поставками, а с пошлинами на нефть. Эту проблему мы как будто решили, заменив российскую нефть на венесуэльскую. Правда, эксперты практически в один голос утверждают, что никакое это не решение проблемы, а очередная имитация. И очень похоже, что дело обстоит именно так.
То есть все очевиднее становится, что наша система все меньше и меньше делает реально и все больше и больше просто имитирует бурную деятельность. Почему так происходит? Как лично мне кажется, видимо тут сыграл свою роль невероятный успех имитации строительства «союзного государства». По российским оценкам мы получили под этот проект более 50 миллиардов долларов. Вот мы и пытаемся и дальше действовать по принципу «от добра добра не ищут». Раз имитация деятельности может приносить такие невероятные дивиденды, то почему бы эту практику не продолжить и не распространить и на все остальные сферы деятельности. Тем более, что на фоне кризиса денег надо больше, реально конкурировать на рынках стало сложнее, так почему бы и не сымитировать движение в Европу для получения денег от ЕС, рыночные реформы для получения кредитов от МВФ, Таможенный Союз для выбивания денег из России, ну и так далее. Обещать и имитировать нам не жалко, главное, чтобы деньги давали.
Но тут невероятная прибыльность «строительства» единого государства может сыграть с нами плохую шутку. Хотя стратегия наша понятна, переждать как-нибудь кризис, а там станет легче. Для того, чтобы переждать кризис нужны деньги. Для того, чтобы получить деньги приходится имитировать выполнение требований кредиторов. Логика понятная, но неправильная. Дело в том, что такая логика основывается на постулате, что кризис закончится, и дальше все опять пойдет по старому. Тут то и заключается ошибка, после кризиса по-старому уже не будет.
Соответственно, чтобы выжить в посткризисном мире надо реально меняться, а не имитировать изменения. Без реальных изменений никакие кредиты не спасут, тем более имитации. А мы этого не понимаем и не хотим понять, поскольку опыт строительства «союзного государства» говорит, что именно имитация может давать деньги просто так, ни за что. Вот вместо того, чтобы проводить реальные реформы мы ищем по миру тех, кто готов «ловиться» на наши имитации и давать под них деньги. Однако таких «лохов» находить все труднее, но может еще и найдут.
Впрочем, это не спасает, а лишь продлевает агонию. Хотя, не исключено, что многие у нас даже и думают, что очень удачно провели тот же МВФ, например, реальных реформ не провели, ограничились имитацией, а кредит между тем получили. На самом деле и реальная либерализация, и реальная приватизация, и реальное импортозамещение, и реальное развитие экспорта и прочее реально нужно нам самим, а не «дядям» из МВФ и прочим «дядям». Поэтому нам надо четко осознать, что времена поменялись, и теперь действия нужны нам, а не МВФ или кому-то другому. Это имитация союзного строительства нужна была для получения финансовых и материальных ресурсов от России, теперь же все наоборот. Сегодня кредиты МВФ нам может и нужны, но только для того чтобы экономика не рухнула раньше, чем мы успеем провести рыночные реформы. Если же имитировать рыночные реформы ради получения кредитов МВФ, как мы сейчас делаем, то это только усугубляет ситуацию и ведет экономику к краху, хотя может и поможет протянуть лишних пару месяцев.