В марте 2003 г., в своем знаменитом докладе на республиканском семинаре по совершенствованию идеологической работы президент призвал белорусских ученых задуматься над краеугольными камнями государственной идеологии и подчеркнул, что без идеологии любое государство неизбежно разрушается.

7 лет спустя, в декабре 2009 г. во время пресс-конференции для белорусских журналистов А. Лукашенко с сожалением признался, что государственную идеологию «мы так до сих пор и не нащупали». Возникает резонный вопрос: если без идеологии государство разрушается, то что же удерживало белорусское государство от распада на протяжении этих 7 лет?

Идеологическое дежавю

Со времен того семинара в качестве фундаментальных ценностей белорусского народа предлагались и толерантность, и толока с громадой, и генетическое родство с русской нацией. Наконец, на прошедшем 18–19 марта 2010 г. очередном республиканском семинаре идеологических работников глава президентской Администрации В. Макей снова поднял тему консолидации белорусского общества. По мнению чиновника, именно идеология должна сыграть в этом деле ключевую роль.

Несмотря на заверения Макея в том, что белорусская государственная идеология уже реально существует и основывается на справедливости, солидарности и нравственности, не оставляет ощущение, что мы вернулись в 2003 год. Тогда президент страны предупреждает своих коллег, что «народ живет нелегко, ситуация не простая» и что поэтому нужно идти к людям, «писать и с экрана объясняться перед людьми». Для этого на предприятиях с числом сотрудников более 300 вводятся должности заместителей руководителей по идеологической работе.

В ноябре 2009 г. президент снова говорит о непростой ситуации в экономике, и вот уже в марте В. Макей инструктирует многочисленный идеологический актив республики как убеждать граждан в правильности выбранного государством курса перед грядущими президентскими выборами. С той лишь разницей, что теперь идеологам предлагается «писать и объясняться с людьми» в том числе и через Интернет.

Очевидно, что республиканский актив информационно-пропагандистского фронта собирают не для того, чтобы поговорить о Нравственности и Справедливости, и даже не о Чистоте и Порядке — еще одном фундаменте белорусской национальной идеи в версии директора администрации Парка высоких технологий В. Цепкало. С таким прогрессом в идеологической абстракции на следующем семинаре пришлось бы обсуждать Воздух и Воду как базовые ценности белорусского народа. На самом деле все гораздо проще.

Нефтепродукт как государственный символ

В Беларуси разговор об идеологии происходит всегда вовремя и по вполне земным причинам. Как уже обращал внимание С. Николюк, сегодня белорусское государство вынуждено решать актуальнейшую проблему поиска ресурсов для дальнейшего роста. Официальная статистика экономического развития республики фиксирует это с безжалостной объективностью.

Рекомендуем всем сотрудникам белорусских пропагандистских групп использовать нижеследующий график во время следующего Единого дня информирования населения по вопросам государственной идеологии. Презентацию можно назвать «Генетическая взаимосвязь идеологии и экономики белорусского государства».


Розовая кривая демонстрирует доходы консолидированного бюджета Беларуси в % от ВВП. Резкий скачок в 2003 г. объясняется стартом «нефтяного оффшора». [1] Именно в 2003 г. белорусский бюджет поймал первую волну нефтедолларов, на которой только за первый год доходы государственной казны увеличились сразу на 10,7 процентных пункта.

Синяя кривая — это рост начисленной заработной платы в долларах США по рыночному наличному курсу. [2] В те уже ставшие былинными времена среднемесячная зарплата по стране увеличилась с USD 60,2 в 2000 г. до USD 415,8 в 2008 г. К концу этого периода почти в каждом дворе в центре Минска стояло по нескольку джипов, а компания «Белавиа» через день отправляла рейсы в Париж и Лондон.

Наконец, зеленые точки S1 и S2 — это первый и второй мартовские республиканские семинары по идеологии. Как видим, совпадение не только календарное. Почуяв запах нефти на старте 2003 г. и оценив возможные прибыли, руководство белорусского государства сообразило, что контролировать такой поток ресурсов без дополнительных усилий не получится. Понадобился внутригосударственный консенсус с гарантиями его выполнения, и для этого в вертикаль власти и на предприятия были запущены агенты Сильной и процветающей Беларуси.

Причем, президент нисколько не лукавил, когда говорил о консолидации государства вокруг объединяющей идеи. Без консолидации белорусской правящей элиты в деле распределения доходов от продажи нефтепродуктов таких впечатляющих экономических успехов никогда бы не было. Резкое падение обеих кривых на графике по итогам 2009 г. нагляднее всего говорит о том, что Беларусь вошла в новый период своей истории.

Рекордный по продолжительности официальный визит А. Лукашенко в Венесуэлу за нефтью и турне по странам Латинской Америки не должны вводить в заблуждение. «Нефтяная» эпоха белорусской истории заканчивается, поэтому не зря в марте 2010 г. проводится новый смотр идеологических кадров и вновь повторяется знакомое заклинание о консолидации вертикали.

Недаром В. Макей напоминает, что если кто-то из государственных чиновников не согласен с официальным курсом, то таким в аппарате не место. Власти нужен новый консенсус, иначе государство действительно рискует развалиться при дележе сократившегося бюджета.

Интересно, что очень похожий призыв объединить усилия прозвучал недавно от группы независимых белорусских интеллектуалов, предложивших Декларацию единства культуры. По мнению подписантов, традиционный для Беларуси конфликт между нацией, языком и культурой сегодня исчерпан, и белорусской нации предстоит или завершить свое формирование, или исчезнуть в котле глобализации. [3]

Какими бы не были на самом деле мотивы авторов проекта, они вполне укладываются в объективное кризисное русло современных белорусских реалий. Сегодня многие донорские организации сокращают финансирование, а некоторые фонды даже предлагают соискателям подавать коллективные заявки.

Когда и государственные идеологи, и независимые интеллектуалы каждый на свой лад призывают к единству и консолидации, это лишь подтверждает витающее в воздухе ощущение: отмирает привычная модель развития белорусского общества. Точнее всех это ощущение выразил президент: новый источник развития мы пока «не смогли нащупать». Пока взамен ставшего родным каждому белорусу Нефтепродукта осторожно предлагаются новые виды оффшоров: игорный, IT-аутсорсинговый, банковский. Вероятно, что ко всему этому очень скоро придется привыкать.
--------
[1] Данные позаимствованы из статьи Сергея Николюка «В выборах ли дело? http://n-europe.eu/article/2010/03/15/v_vyborakh_li_delo»
[2] Данные архива статистики НИСЭПИ, http://iiseps.org/stat.html.
[3] См. Дэклярацыя адзінства культуры http://budzma.org/culture/deklyaracyya-adzinstva-kultury.html

Обсудить публикацию